15 апреля 1942 ленинград

Зима 1941-1942 г. Архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда. В блокадном Ленинграде восстановлено движение трамваев, прекратившееся 8 декабря 1941 из-за нехватки электроэнергии. Ровно 80 лет назад, 15 апреля 1942 года, после длительного перерыва возобновилось пассажирское трамвайное движение в блокадном Ленинграде. Исторический календарь событий в сфере автотранспорта.

Дорога победы: Как работали железнодорожники в годы блокады Ленинграда

Ламца-дрица гоп-цаца блокадная частушка. Это случилось в апреле 1942 года в блокадном Ленинграда были пушены пассажирские трамваи. О Ленинградском трамвайно-троллейбусном заводе. Поностальгируем? Искал тут один документ и нашёл любопытный и немного печальный текст. Текст на доске гласит: "Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда 15 апреля 1942 года из этого парка вышли на линию первые трамвайные поезда". Пассажирское движение восстановили 15 апреля 1942 года — тогда на пять маршрутов вышли 116 трамвайных поездов. В основном это были вагоны типа МС, выпускавшиеся в смом же Ленинграде на Кировском заводе. ? С середины сентября 1941 года по 15 апреля 1942 года из Ленинграда было эвакуировано 659 тысяч человек.

«Нити жизни». Энергетическая блокада Ленинграда

В конце апреля 1942 года на Неве начался ледоход, который существенно затруднил связь гарнизона Пятачка с основными силами Невской оперативной группы на правом берегу. Немецкое командование приняло решение воспользоваться этим и ликвидировать плацдарм. Баржа, буксир, четыре мотобота, три катера и железные нервы — в 1942-м 35-километровый трубопровод для подачи горючего в зажатый вермахтом Ленинград построили быстрее чем за полтора месяца. 15 апреля в Ленинграде началось движение пассажирских трамваев. 30 апреля на Волховской ГЭС пущен в эксплуатацию первый гидроагрегат. На заводе «Севкабель» женщины и дети начали изготовление кабеля, названного «кабелем жизни». Эвакуация жителей Ленинграда зимой 1941 – весной ыставка «Блокадный Ленинград. "Эстафета жизни"» с этой фотографией. . В пятницу, 15 апреля, Петербург отмечает памятную дату — 80 лет с момента возобновления трамвайного движения в блокадном Ленинграде.

Поиск по этому блогу

  • Трамвай в блокадном Ленинграде.
  • Все новости рубрики
  • Главная навигация
  • Правила комментирования
  • Первый вестник грядущей Победы!
  • 15 апреля 1942 ленинград - фото сборник

Блокадный трамвай – символ борьбы, жизни и Победы

В Ленинграде вышли на линии трамваи, работа которых была прекращена 8 декабря 1941 года из-за нехватки электроэнергии. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес.

За годы войны зафиксировано 1050 непосредственных попаданий в объекты трамвайного хозяйства. Ряд линий оказался в зоне боевых действий. Так что на улицах города нередко можно было увидеть идущие бок о бок трамвай и танк. Слайд 11 В декабре 1941 года прекратилась подача электроэнергии и трамваи остановились.

Многие вагоны даже не успели вернуться в парки. Слайд 12 Нет, наверное, более трагичной картины, чем стоящие на пустынных улицах обледеневшие трамваи. И без того ослабленные горожане вынуждены были пешком преодолевать огромные расстояния. Слайд 14 В конце зимы 1942 года было принято решение о пуске трамвая — городу нужен был грузовой транспорт. Слайд 16 Как только подача электроэнергии возобновилась, трамвайщики начали готовиться к возобновлению движения. Впрочем, работа по поддержанию в нормальном состоянии гигантского хозяйства не прекращалась всю страшную блокадную зиму.

Слайд 18 Уже 7 марта 1942 года пошел первый грузовой состав. Слайд 19 А 15 апреля 1942-го был пущен пассажирский трамвай. Слайд 20 Звонки на набережной! Трамвай пошёл, трамвай идет! Подножка только стала выше, А может быть, наоборот — Не ты ли сам стал ниже ростом, Ты, пассажир блокадных дней? Войти в трамвай тебе не просто, А выходить ещё трудней.

Тебя качает даже ветер Над неоттаявшей Невой, Слайд 21 И ноги — слабые, как плети. Такие у меня самой. Трамвай идет!

Котлякова были выведены и перегородили Петергофское шоссе, как последний рубеж обороны, десять трамвайных вагонов. Разрушенные вагоны на Стрельнинской линии Празднично украшенный трамвай на Измайловском пр. Грузовой трамвай на Невском проспекте Открытия памятника Блокадному трамваю много лет добивался Михаил Хрисанфович Сорока. Увековечение памяти блокадного труженика было его мечтой, о чем он писал в своей книге «Фронтовой трамвай»: «Я его отчетливо вижу на пьедестале, высеченном из карельского гранита. Как знамя, гордо поднята на крыше его дуга.

Вот сейчас она коснется проводов, оживет двигатель, и вновь помчится по стальной колее звонкоголосый и неутомимый труженик-трамвай! Труженик и воин! Есть мемориалы и комплексы, увековечившие подвиги защитников Ленинграда. Стоят на пьедесталах танки, пушки, самолеты. Водружен на гранит и поднятый со дна Ладоги грузовик — один из тех, что возили нам хлеб по Дороге жизни. Но нет памятника фронтовому трамваю». На постамент вагон МС с военной фотохроникой на окнах встал 8 сентября 2007 года — в день начала осады Ленинграда. С тех пор в памятные даты, связанные с блокадой, здесь проходят ежегодные акции с участием всех поколений горожан.

Однако в нашем городе не забывают человека, чьими стараниями в том числе был открыт памятник Блокадному трамваю. Поделиться в соц.

Он ведёт его уверенно и вместе с тем бережно.

Ведь это первый выезд по маршруту. За этим поездом наутро пойдут десятки. Откроется регулярное пассажирское движение, — читаем в статье. И, увидев снова знакомый маршрут, ленинградцы радостно приветствуют его, как старого друга, возвратившегося из отлучки.

Тем более что ленинградцы знают — трамвай идёт по путям, расчищенным их руками. Их труд позволил возобновить регулярное пассажирское движение». Статья «Вчера на трамвайных путях» , вышедшая в «Ленинградской правде» 16 апреля, рассказывала о том, как всё прошло накануне: «Трамвайщики неплохо подготовились к этому серьёзному испытанию. Весь день они старательно обслуживали ленинградцев.

Когда возникали заминки в движении, аварийные восстановительные бригады быстро ликвидировали их. Каждый трамвайный парк, кроме выпущенных по расписанию, имел наготове несколько запасных поездов». От себя добавим, что эта цифра могла включать эвакуируемых с помощью трамвая жителей города. Также нужно учитывать, что один пассажир мог проехать за день несколько раз.

Реконструкция памяти: как блокадный трамвай через 80 лет напомнил о подвиге осажденного Ленинграда

Весна 1942-го Уборка снега на грузовом трамвае. Весна 1942-го Количество мусора, который смогли вывезти работавшие непрерывно трамваи, трудно представить даже сегодня — около 1 миллиона тонн! Практически сразу грузовые трамваи начали и перевозку сырья и продукции между продолжавшими действовать заводами. Для справки, это калорийность 150 грамм современного хлеба. Маршруты, которые были открыты первыми, были тщательно отобраны из довоенной сети так, чтобы из одного конца в другой можно было попасть не более чем с одной пересадкой. Проезд на трамвае был платный Военного коммунизма в осажденном городе не было. И хотя трамвай был запущен, чтобы придать моральные силы жителям Ленинграда, оплату проезда на трамвае никто не отменял.

Он, как и до войны, стоил 15 копеек. Поэтому трамваи сопровождал кондуктор, роль которого были значительно больше чем сегодня. Билет, купленный 15 апреля 1942 г. Кондуктор принимал плату за проезд, объявлял остановки, смотрел за порядком, первым начинал действовать в любой нештатной ситуации. Скорбный список кондукторов, которые так же, как и вагоновожатые, погибли при исполнении своих обязанностей, насчитывает десятки имен. Двойной токосъемник Серьезную проблему в темное время суток создавало искрение между токосъемником и контактным проводом.

Оно могло стать демаскирующим признаком и сделать трамвай целью вражеских артрасчетов. Поэтому было принято остроумное инженерное решение.

Их производство организовали в 1926 году на Мытищинском вагонном заводе, а в 1928-м — ещё и в Главных трамвайных мастерских в Киеве. Ленинградское же трамвайное хозяйство стало получать подвижной состав стандартного типа с ленинградского завода «Красный путиловец» — в 1927 году здесь началось производство двухосных трамвайных вагонов серии МС «Моторный Стальной». В ту пору все моторные вагоны ленинградского трамвая обозначались буквой М, а вторая буква указывала на какую-либо их особенность.

В частности, термин «стальной» означал, что вагон, в отличие от предшественников, имел стальной каркас. Моторный вагон МС-4: 1 — сцепка; 2 — маршрутный фонарь «софит» ; 3 — маршрутный указатель; 4 — вентиляционные воздухозаборники; 5 — токоприёмник; 6 — электрическая розетка межвагонных соединений; 7 — фонарь; 8 — пневматический рукав тормозной системы; 9 — предохранительная сетка; 10 — тележка Компоновка моторного вагона МС-4: 1 — входные двери; 2 — колонка ручного тормоза; 3 — кран пневматического тормоза; 4 — контроллер; 5 — сиденье водителя; 6 — скамьи; 7 — салонные двери Конструктивной особенностью всех вагонов МС, как и прочих, являлась их симметричность. В ту пору, когда создавались «эМэСы» и их современники, на конечных пунктах большинства маршрутов не было разворотных петель. В центре их устраивать было просто негде. Вместо них на концах маршрутов делали съезды с одного пути на другой.

Трамвай, прибывна конечную остановку, переезжал по такому съезду со своего пути на встречный, вагоновожатый переходил на противоположный пост управления, и вагон, не разворачиваясь, уходил обратно на маршрут. Эта система, использовавшаяся ещё конками, потребовала устройства на трамвае постов управления как спереди, так и сзади. Соответственно, входные двери такому трамваю потребовались и справа, и слева. Кузов вагонов МС имел клёпаный металлический каркас, причём изгибающие нагрузки воспринимала не только рама, но и подоконный пояс каркаса, выполненный в виде фермы. Это повысило жёсткость и прочность кузова и, в конце концов, долговечность вагонов.

МС были сняты с пассажирской работы в 1968 году спустя 40 лет с начала выпуска! В отличие от предшественника — вагона серии БФ, кузов МС устанавливался на двухосную тележку, колёсные пары которой не поворачивались в горизонтальной плоскости. У вагонов БФ кузов устанавливался на две одноосные поворотные тележки, поэтому они очень хорошо вписывались в кривые. В то же время, при движении по прямым участкам пути начинались колебания вагонов в горизонтальной плоскости виляние , что делало их движение неспокойным. Применение на МС двухосной тележки с жёсткой установкой осей предполагало, что ход трамвая на прямых участках путей будет более спокойным, что позволит повысить скорость.

Однако такая тележка плохо вписывалась бы в кривые. Чтобы избежать этого, конструкторам пришлось у вагонов МС уменьшить колёсную базу с 3600 мм до 2700 мм. Однако это негативно сказалось на плавности хода. Таким образом, применение двухосной тележки вместо двух одноосных имело только одно преимущество — простоту и надёжность конструкции. Внутри тележки были размещены два тяговых электродвигателя ПТ-35, причём каждый из них приводил в движение свою колёсную пару.

При этом каждый двигатель одной своей стороной опирался на раму тележки, а другой — на колёсную пару, которую приводил в движение. Опора на колёсную пару осуществлялась с помощью моторно-осевых подшипников. Вращающий момент от двигателя к колёсной паре передавался с помощью прямозубой передачи, которая громко завывала при разгоне вагона.

В период блокады в трамвайных парках и на линиях работали около четырех с половиной тысяч человек. Многие жили прямо на работе, поэтому в трамвайном парке даже устраивались детские сады. Работать приходилось по 18 часов в сутки. В начале XX века у трамваев была своя электростанция, но к 1941 году все электричество они получали в основном от тепловых электростанций, находившихся в черте города.

С началом войны электростанции перевели на уголь, потом на торф, но когда в сентябре блокада замкнулась, то стали переводить на дрова. Однако 8 декабря 1941 года из-за нехватки электрических мощностей, вызванной блокадой, Ленинградский трамвай прекратил своё функционирование. Отключение тока произошло без предупреждения, поэтому многие вагоны остановились прямо на линии. Так и стояли посередине городп до весны!!! Грузовые трамваи пошли 7 марта 1942 года, с этого времени началось восстановление разрушенных бомбами и снарядами путей. Пассажирское движение восстановили 15 апреля 1942 года — тогда на пять маршрутов вышли 116 трамвайных поездов,которые выпускали в самом же Ленинграде на Кировском заводе. Водителями и кондукторами в основном работали женщины и дети.

Многие из них носили форму - темно-синие пиджаки с погонами, на которых были изображены крылья, молот и гаечный ключ. В обязанности кондукторов входило не только взимание платы за проезд в размере 15 копеек, проверка документов, но еще и эвакуация пассажиров во время начавшегося обстрела. Так, 15 июня 1942 года восемнадцатилетняя вагоновожатая Агафья Герасимова привела в парк поврежденный поезд, один из вагонов которого был изуродован до неузнаваемости. К счастью, жертв не было: как только поблизости начали рваться снаряды, Агафья Герасимова остановила трамвай и приказала пассажирам немедленно укрыться в бомбоубежище. А в январе 1944,когда блокада была снята - одновременно с грохотом салюта в звонки звонили и вагоновожатые. Таким способом они салютовали приходу этого долгожданного дня. За годы блокады трамвайному хозяйству Ленинграда был нанесен огромный ущерб, в ряды Красной Армии ушло около 4,5 тысяч рабочих и служащих ТТУ, многие из которых так и не вернулись.

В самом Ленинграде 57 работников городского трамвая были убиты или умерли от ран, 211 трамвайщиков - ранены или контужены. Сейчас кол-во трамвайных линий в Петербурге стремительно сокращается,а зря!!! Ведь это - память!!! Да и как приятно проехать в трамвае по городу - просто так,никуда не спеша, любуясь красотой Петербурга. В Санкт-Петербурге, несмотря на то, что город живет современной жизнью , очень часто совершенно внезапно возвращаешься к прошлому. Иногда оно напоминает о себе надписями на доме, что на этой стороне улице опасно стоять во время бомбежки, или вдруг лежащие гвоздики на карнизе дома, как признак памяти. Так, оказывается обычный городской трамвай может стать причиной для воспоминаний о событиях, которые 75 лет назад стали для города спасительными.

В апреле 1942 года в городе запущен трамвай для жителей города. Тогда он стал приметой весны и возвращающейся нормальной жизни. Блокадный трамвай занимает в истории города огромное значение. Он стал символом веры в победу и самоотверженности людей, которые в условиях блокады не прекращали движение. Лишь однажды травами перестали ходить зимой в 1941-42 годах. Тогда расстояния в городе стали измеряться шагами. Когда был запущен первый трамвай, люди плакали и просили еще раз позвонить в звонок.

Учитывая, что большинство горожан не могли передвигаться, возобновление трамвайного движения стало жизненно необходимым. В самую суровую блокадную зиму ленинградцы были вынуждены добираться до работы пешком, а в нечеловеческих условиях голода и страшного холода преодолевать даже самые небольшие расстояния людям было крайне тяжело. Городу был необходим трамвай. Все силы работников Трамвайно-троллейбусного управления были брошены на восстановление трамвайного движения. Их укрепляла вера, что не за горами тот день, когда трамвай снова выйдет на улицы города. Чтобы вновь открыть грузовое и пассажирское движение, потребовалось восстановить примерно 150 км контактной сети — почти половину сети города. В марте 1942 года были запущены грузовые трамваи, которые вывозили мусор.

Всего на них было вывезено около 1млн. И вот наступил этот день -15 апреля были запущены пассажирские трамваи. Все рейсы пересекались в центре города, чтобы из одного конца в другой можно было доехать всего с одной пересадкой. За годы блокады на своих рабочих местах от артобстрелов и авиабомб погибло 57 человек, 211 было ранено или контужено. По неполным сведениям за 1941-1944 годы из ТТУЛа было уволено "по причине смерти" 3406 человек, как "без вести пропавшие" - 71 человек. Нанесён ущерб 5 трамвайным паркам, 3 подстанциям; 2 подстанции выбыли из строя. Зарегистрировано свыше 1050 непосредственных попаданий снарядов и бомб в хозяйство трамвая, разрушивших более 450 км контактной сети трамвая, 40 км кабельной сети, 64 км контактной сети троллейбуса, 1065 вагонов и 25 зданий.

Общий ущерб составил около четверти всей стоимости основных фондов ТТУЛа. Накануне Великой Отечественной войны ленинградское трамвайное хозяйство имело самые лучшие показатели за все время своего существования. Ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750-800 поездов 1835 вагонов. Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 км и соединяла все районы города таким образом, чтобы обеспечить пассажирам поездки без пересадок. В начале 1941 года приступили к строительству ряда новых линий, проектированию сразу нескольких парков. Но война помешала осуществиться этим планам. Более 4,5 тысяч сотрудников Трамвайно-троллейбусного управления ТТУ было мобилизовано.

На их рабочие места приходили женщины и подростки, возвращались производственники, находящиеся на пенсии. Квалификация многих новых работников была невысока, и опыт приходилось приобретать уже на производстве, в суровых условиях войны и блокады. Изменилась и специфика работы ТТУ. Ленинград был крупным медицинским центром , куда привозили большое количество раненых. От санитарных поездов к больницам и госпиталям их доставляли на трамваях. Под эти цели часть «Американок» переоборудовали в санитарные вагоны: салон освободили от сидений, вместо них появились кронштейны в три яруса — для носилок, в вагонах провели отопление и установили баки с горячей водой, чтобы оперативно оказывать первую помощь пострадавшим. Грузовые трамваи работали в усиленном режиме: доставляли к станциям железных дорог оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд литейного производства.

Эшелон «с первомайскими подарками» для защитников Ленинграда состоял из 68 вагонов, в том числе 7 вагонов орехов, 7 — вина, 8 — сушеных яблок, 2 — кондитерских изделий и т. Сделал справку о ремесленниках для комитета резервов. Беседовал с зам. Вечером составлял план покрытия некомплекта рабсилы.

Был в комитете трудовых резервов по вопросу учета ремесленников. Получил соглашение на пополнение. Получил повестки для вручения военнообязанным по призыву в РККА. Целый день занимались с начальниками цехов для уточнения и замены одних другими.

Только с 1 октября 1941 г. Неизвестная блокада. Документы, приложения. Надо нажать и бросить либеральничать.

Составил заявки на рабсилу. Вечером имел разговор с Жарковским о высылке людей. Обещал передать в трибунал, а выполнить нет никакой возможности, люди болеют, а которые работают — отпустить нельзя, выполняют воензаказы. Вечером у Бетельмина пил чай.

Днем проверил направление в РВК. Вечером был у Жукова и Жолтикова, затем у себя. Шани — один из героев фильма. Картина была выпущена в советский кинопрокат в 1940 г.

К моменту написания Ф. Бобровым этих строк в Ленинграде работали 18 кинотеатров и 2 кинозала клубных учреждений. Фильмы регулярно демонстрировались и на многих промышленных предприятиях города — таких, как Металлический завод, «Электросила» и др. Кинотеатры Ленинграда… С.

Был в почтамте, послал мамочке 2000 руб. Был в управлении НКВД. Проверил направление людей в армию. Дело идет плохо, некого совсем посылать.

Вечером просмотрел почту. Ездил на Аэродром, приехал в 5 часов утра. Приготовил посылку мамочке. Ознакомил начальников цехов с приказом.

Проводил Бетельмина. Сталина Красногвардейского района. Остался он недоволен, что мало готовим новых рабочих и якобы распустили кадры, что, конечно, не верно. Срок 3 часа.

Целый день занимался отправкой в РККА. Сделал заявку в горком о кадрах. Пропустил в завод ремесленников. Подобрал человека на обучение учени[ков], оформление их и учет, тов.

Был у Крапивницкого, но его не застал. Был в управлении, сдал списки. Вечером разбирал архив. Вечером был в кино.

В квартире неприглядно, стекол нет, темно. Просмотрел разные бумаги. Был в Шувалове. Сделал списки на освобождение из РККА, справку о наличии выходящих на работу по 25 цеху.

Квартира неприглядная. Был в гос. Был в Смольном за получением наряда на рабсилу 100 чел. Дал указание Ситниковой и Жукову выявить количество эвакуированных за 1 квартал и апрель.

Ездил на завод «Пролетарий» и «Центролит» за кадрами. Согласно письма Володарского, ни один завод не выделил ни одного человека за отсутствием квалифицированных рабочих. В мае 1942 г. Отбор людей на оборонные работы.

Вечером заседание парткома о подсобном хозяйстве. Задание подобрать агронома и техника по сельскому хозяйству. Днем принял посетителей. Отправил людей на оборонные работы.

Вечером хозяйственно-партийный актив о майском обязательстве. Обязательство не выполнено. Вопрос о подготовке кадров — мало готовим. Том I.

Рабочие эвакуированных заводов, оставшиеся в городе, привлекались к строительству оборонительных сооружений. Фронт у заводских стен. Малоизученные проблемы обороны Ленинграда 1941—1944. Принял посетителей, целый день занимался отправкой людей на оборонные работы и подсобное хозяйство, отправил.

С Бойченко о кадрах. Индивидуальным огородничеством в это время занимались свыше 276 тыс. Сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Был на фабриках «Канат» и «Нева» об отборе кадров, оказали, так как самим не хватает для демонтажа оборудования эвакуации.

Везде отказывают за отсутствием последних. Отбор и посылка на оборонные работы. Вечером садил свеклу и огурцы. Отказывать не отказывают и не дают, ссылаясь, что больные и некого давать.

Вечером был у Жолтикова, отбор на оборонные работы. Получил от мамочки телеграмму — выселяют в колхоз. Утром принял посетителей, затем занимался отбором людей [на] оборонные работы. Был в управлении у Кошкина.

Вечером садил разные овощи. Вечером был на лекции международный обзор. Написал мамочке письмо. Днем с представителем Госплана т.

Лившиц ездили на фабрику «Канат» и завод «Пневматика» за кадрами. На «Пневматике» можно … 14 июня 1942 года Утром занимался заводскими делами, днем был в управлении. Занимался с Сачковым о возврате людей. Ничего нет.

Готовился к докладу. Вечером был на огороде. Целый день принимал посетителей с заявлениями. Проверил по цехам учеников.

Занятия проходят плохо, люди гуляют, нет рабочего места, нет станков. Был Гуткин… Принял посетителей, послал мамочке телеграмму. Занимался подготовкой кадров и докладом. Был в управлении.

Делал доклад о подготовке квалифицированных кадров. Доклад прошел удовлетворительно. Говорили, что мало кадров и плохо еще готовятся кадры.

Дорога победы: Как работали железнодорожники в годы блокады Ленинграда

Сегодня, 15 апреля, в Петербурге проходит акция памяти, посвященная возобновлению пассажирского трамвайного движения в осажденном Ленинграде весной 1942 года. 15 апреля 1942 года в 6.30 утра, спустя четыре месяца после того, как из-за нехватки электроэнергии в декабре 1941 года было остановлено движение трамваев в блокадном Ленинграде, раздались трамвайные звонки, возвестившие о том, что в город вернулся. На днях мы вспоминали знаменательную дату в истории города: ровно 80 лет назад, 15 апреля 1942 года, в блокадном Ленинграде возобновилось трамвайное движение. «Сделать Ленинград еще лучше» Председатель исполкома Ленсовета П. С. Попков (справа) во время беседы с работниками одного из трамвайных парков в связи с возобновлением трамвайного движения в городе. 15 апреля 1942 г. Ленинград.

«Фото с фашистами» на «Блокадном трамвае» в Автово – преступление против истории?

Кабель соединяли муфтами на барже, а водолазы на глубине 5 — 13 метров в ледяной воде якорили и соединяли кабели. Порой приходилось работать в шестибалльный шторм. Ради пущей секретности баржу охраняли два корабля — не только от фашистов, но и от соотечественников: нельзя было допустить ни малейшей утечки информации о стратегически важном объекте. Источник: фильм «Нити жизни» 9:40 утра 23 сентября 1942 года — знаменательная дата: в диспетчерском журнале появилась первая запись о том, что Волховская ГЭС подключена к энергосистеме Ленинграда. Тогда подача энергии шла только по одной нити. Впереди — как запуск остальных нитей, так и трагические события первых потерь в ходе операции по возвращению электричества в блокадный Ленинград. В обстановке максимальной напряжённости сотрудники «Ленэнерго» скрыли информацию об аварии на первой нити, произошедшей вскоре после подачи энергии в 6 км от берега. Тогда получилось экстренно организовать подачу электричества по второй нити: заводы и госпитали наконец-то получили энергию.

Но ещё до завершения ремонта первой нити, на второй не выдерживает береговая муфта и происходит взрыв. Туманова берут под арест. Если бы ему не удалось доказать, что причина не в его разработках, а в низком качестве изготовления кабеля, в живых бы он тогда не остался. Параллельно с 23 сентября по 4 октября ведутся работы по прокладке четырёх нитей. Настало время прокладки пятой. Достоверной информации о том, почему её решили прокладывать днём, вопреки уже сложившейся традиции ночных работ, нет. Результатом спешки стал налёт немецких бомбардировщиков, заставших наш караван на середине пути.

Тогда погибло 13 человек, на восстановление техники ушло несколько дней, а завершать прокладку кабеля пришлось на малых судах под видом рыбаков. В итоге рабочие «Ленэнерго» уложились в 48 дней вместо отведённых 56. Работы после прорыва энергоблокады Работы после прорыва энергоблокады Энергоблокаду удалось прорвать, но работы на Ладоге не завершились.

В том же году руководящими партийными и советскими организациями начала воплощаться в жизнь обширная программа мероприятий, направленных на восстановление города. Особое внимание в ней уделялось жилищному фонду. И неудивительно — за военное время из строя было выведено три миллиона квадратных метров жилой площади. Первый этап С этого времени берет начало первый этап: весна 1942 года — начало 1943 года до прорыва блокады. В апреле 1942 года в исполкоме Ленгорсовета обсуждался вопрос о проведении предупредительных мероприятий в жилых домах и законсервированных стройках.

В частности, производились оперативный ремонт и консервация ряда зданий. Для этих целей была создана специальная аварийная служба, возглавляемая городской комиссией, призванная не только ликвидировать угрозу общественной безопасности от пострадавшего здания, но и предотвращать его дальнейшее разрушение. Например, при консервации здания отстраивались заново несущие элементы конструкции, а для предохранения поврежденных домов от возможного обрушения было решено организовать специальные технические наблюдения. В частности, своеобразной технической находкой стали «маяки» — алебастровые заплатки, вмазываемые поперек трещин. Если поврежденная стена была неподвижна, то «маяк» оставался цел, а если нет, конструкция признавалась опасной. Конечно, восстановительные работы не ограничивались только строительной сферой. Власти приняли меры и по улучшению социально-бытовых и санитарно-гигиенических условий жизни ленинградцев. В начале апреля 1942 года Петр Попков подписал решение о возобновлении в том же месяце пассажирского трамвайного движения по пяти маршрутам.

Стоит отметить, это было беспрецедентное решение, поскольку город все еще был блокирован и подвергался артобстрелам. Затем последовало решение Ленгорисполкома «Об отогреве и пуске в эксплуатацию водопроводной и канализационной сетей». Уделялось особое внимание ремонту водопровода и канализации в жилых домах. Второй этап Следующий этап восстановления жилищно-коммунального хозяйства Ленинграда начинается с прорывом блокады 18 января 1943 года и завершается с ее полным снятием 27 января 1944 года. На этом этапе власти Ленинграда начали разрабатывать принципы восстановления разрушенных жилых зданий и сооружений. В частности, взамен многометражных многокомнатных квартир предполагалось строить малометражные двух-, трехкомнатные квартиры или общежития. Для повышения качества работ и трудовой дисциплины в городском исполнительном комитете были составлены правила приемки выполненных мероприятий по внешнему благоустройству города.

Василеостровский трамвайный парк был в числе тех, откуда вышли первые вагоны. Вчера, восстановленные, они были представлены на веере перед депо.

Подвиг трамвайщиков блокадного Ленинграда увековечивает стела на Аллее памяти Пискарёвского мемориального кладбища, памятник Блокадному трамваю на проспекте Стачек, а также мемориальные доски в трамвайных парках и на Среднем проспекте В. В этом году исполняется 120 лет со дня его рождения.

Согласно немецким сводкам общие потери советской стороны в этих боях составили 1400 человек. В плен были захвачены 342 человека по другим данным — 117 , в том числе трижды раненый командир 330-го полка майор С. По словам петербургского публициста В. Правдюка, знавшего С. Блохина лично, немцы ампутировали в лазарете майору обе ноги и передали его местным жителям со словами: «Это ваш герой — вы его и берегите».

Из состава 1-й пехотной дивизии выбыло из строя около 500 человек, в том числе более 100 солдат были убиты или пропали без вести. Количество всего погибших и раненых советских воинов в боях за Невский пятачок в разных источниках значительно отличается, но, согласно абсолютно всем оценкам, потери в боях за плацдарм были огромными. В 1960-е годы в газете «Правда» была впервые обнародована цифра в 200 000 солдат, погибших на Невском пятачке, которая на длительное время утвердилась в отечественной военно-исторической литературе. В последние годы появились другие оценки. Так, согласно подсчёту комитета ленинградских ветеранов, обнародованному в 2001 году, безвозвратные потери советских войск в боях за плацдарм составили 50 000 человек. По расчётам историка Г. Шигина советские войска в боях за плацдарм только в 1941 году потеряли убитыми и ранеными — 64 000 - 68 000 человек, по мнению Ю.

Лебедева — около 50 000 убитыми непосредственно на самом пятачке без учёта потерь при переправе и на правом берегу. Так или иначе, все оценки потерь советских войск в боях за плацдарм являются приблизительными и точные цифры, вероятно, указать невозможно. Потери немецких войск в боях в районе Невского пятачка тоже доподлинно не известны. По приблизительным подсчётам, они составили от 10 000 до 35 000 - 40 000 солдат и офицеров убитыми... Почему на Невском пятачке не растут деревья Земля на местах боёв до сих пор полна железа и костей Зенитчики на страже Ленинградского неба. С этого плацдарма на правом, оккупированном берегу Невы рядом с Кировском наши войска четырежды пытались прорвать блокаду Ленинграда, и 18 января 1943 года им это удалось. Даже сейчас, спустя 75 лет, под сугробами угадываются очертания траншей, окопов, блиндажей.

А летом, стоит чуть отойти от облагороженной и расчищенной территории мемориала, тут же под ногами заскрипят гильзы, ошмётки противогазных коробок, какие-то обломки, осколки. Найти хвост от мины, обрезки колючей проволоки или кусок штыка — это запросто. Чёрные копатели ищут здесь монеты, ордена, медали, если повезёт — то и пригодное к стрельбе оружие. Их гоняет полиция, но следы раскопок появляются то там, то тут. Даже под памятником «Рубежный камень» роют. В отличие от них поисковики ищут останки солдат — находят и с почестями хоронят. Историки считают, что на Невском пятачке погибло не менее 60 тысяч красноармейцев.

Около 13 тысяч похоронены здесь же, ещё 35 тысяч — на противоположном, «нашем» берегу Невы, где стояли госпитали. То есть не похороненных бойцов в земле пятачка и сейчас лежит около 15 тысяч. В 60-е годы красные следопыты вскрыли один квадратный метр Невского пятачка и вынули 10 килограммов металла.

Непокоренный город. 10 фактов о блокаде Ленинграда

Сегодня, 15 апреля, в Петербурге проходит акция памяти, посвященная возобновлению пассажирского трамвайного движения в осажденном Ленинграде весной 1942 года. ? С середины сентября 1941 года по 15 апреля 1942 года из Ленинграда было эвакуировано 659 тысяч человек. Какой же радостью для измученных ленинградцев стало появление на улицах первых трамваев утром 15 апреля 1942 года. Люди с удивлением и восхищением оборачивались на уже забытый звук, кричали "ура" и просили вагоновожатых еще раз позвонить в звонок. В этот день, 15 апреля 1942 года, в Ленинграде возобновилось движение пассажирских трамваев. В декабре 1941-го года перестали ходить троллейбусы. Поскольку троллейбусный парк находился в районе завода Электросила и подвергался постоянным обстрелам, их.

Открыта мемориальная доска "Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда"

Среди слушателей, наряду с жителями блокадного Ленинграда, - и ровесники ребят. Помочь подрастающему поколению ощутить сопричастность к трагической странице в истории родного города особенно важно в год 70-летия снятия блокады. После торжественной части все участники мероприятия отправятся в памятный рейс по Петербургу на трамваях времен войны. Маршрут следования: Средний проспект Васильевского острова - станция метро "Василеостровская" - Тучков мост - Кронверкский проспект - Сампсониевский мост - Финляндский вокзал и обратно. Трамвай в городе на Неве считается истинно петербургским видом транспорта и сегодня остается любимым многими.

Помню всеобщее ликование ленинградцев, когда впервые после 5-месячного перерыва по улицам загрохотали трамваи. Было это 15 апреля 1942 года. А сегодня трамвай уже стал обычным явлением, и, когда приходится ждать его больше 5 минут, это вызывает недовольство». Начальник Трамвайно-троллейбусного управления М. Сорока 15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде было восстановлено движение пассажирских трамваев, что стало настоящим праздником для жителей города. Дата остается праздником до сих пор: в Ленинграде блокадные трамваи называли артериями города - именно эти артерии помогли сохранить жизнь в Северной столице. В трампарке собрались ветераны, работавшие на трамваях, руководство и персонал ГУП «Горэлектротранс», ученики ближайшей школы.

Но главным событием дня был запуск ретротрамвая по Васильевскому острову, приуроченный к памятной дате. До того как блокадные трамваи вышли на прогулку, руководство ГУП «Горэлектротранс» подарило ветеранам трамвайного парка по экземпляру переиздания книги «Фронтовой трамвай», в которой изложена пятилетняя история ленинградского трамвая в военное время. Автор книги — Михаил Сорока, начальник трамвайно-троллейбусного управления в военные годы. Для создателя книги о блокадных трамваях святыми праздниками были День Победы, День снятия блокады и 15 апреля — день, когда вышел на маршрут первый трамвай. Всех своих коллег Михаил Сорока помнил поименно. К концу ноября 1941 года, когда в блокадном Ленинграде стало катастрофически не хватать электроэнергии, участились сбои в движении трамваев и троллейбусов. Окончательно подача электричества прекратилась 8 декабря.

Город замер. По замерзающему Ленинграду люди перемещались пешком. Однако все это время в трамвайном парке продолжалась работа — вагоны ремонтировали и готовили к выходу на линию. В 1942 году городское правительство распорядилось запустить 10 марта грузовой трамвай, который должен был очистить Ленинград от мусора и снега. Работники парка справились с задачей на два дня раньше. Люди слышали колокольчики, не верили, выскакивали из домов. Какая-то бабулька даже упала на колени и начала крестить трамвай.

Для тех ленинградцев трамвай был жизнью. Поэтому если трамвай снова начал ходить, значит, город живой», — рассказывает Оксана. Через месяц после запуска грузового трамвая по Ленинграду пошел первый пассажирский состав. К этому долгожданному событию готовились не только инженеры и рабочие, разрабатывавшие оптимальную маршрутную систему и восстанавливавшие вагоны, но и горожане, которые к 15 апреля убрали миллионы кв. К этой дате все подготовительные работы были завершены. Убрать улицы и подготовить такое количество вагонов более 300 — прим. Это огромная работа, которая шла в опасной обстановке под градом пуль.

Жители города оказали огромную помощь. Многие сегодня вспоминали то ли слова одного из немецких солдат, то ли дневниковую запись: «Они запустили трамвай — нам их никогда не победить». Блокадный командир трамвая Михаил Сорока так описывает 15 апреля в своей книге: «Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека доносится трезвон.

Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педали? Кто-то встал на пути? Невозможно проехать? Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей, — смотрите, радуйтесь, мы выжили! Не передать чувства ленинградцев, услышавших этот звон!

Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных. И эта общая радость, эти улыбки и тысячи счастливых глаз для нас дороже любых, самых высоких наград». Утром 14 апреля 1942 года из шести парков одновременно вышли на линию 116 поездов и торжественно двинулись по блокадному городу. Только за два дня работы трамваев было перевезено более миллиона пассажиров. Они сразу же вдохнули жизнь в город, — говорит начальник музея городского транспорта Кирилл Нюквист. Для всех, кто собрался почтить памятную дату сегодня, трамвай — живое существо. О нем говорят с лаской, трепетом и гордостью.

Он стоит в одном ряду с такими всенародными героями, как «Катюша» и самолет Ил-2, но не как фронтовик на передовой, а как простой, скромный и надежный труженик тыла. На трамваях в годы блокады люди не только перемещались по Ленинграду. На них перевозили раненых, продовольствие, оружие, транспортировали цемент для создания укреплений, очищали город от мусора и укрывались от бомбежек. С 18 апреля начнет свою работу блокадный трамвай — он будет перевозить жителей города по Васильевскому острову два раза в день — в 11:30 и 14:00 по выходным дням. Отправным пунктом будет музей на Среднем проспекте, 77—79, конечным — площадь Тургенева. В связи с в первые выходные, 18 и 19 апреля, трамвай будет стартовать от улицы Куйбышева. После встречи с ветеранами-блокадниками на улицы Петербурга вышли три трамвая, пережившие войну.

Блокадные трамваи резко отличаются от современных собратьев квадратной формой и укороченными почти в два раза вагонами. В серой ненастной погоде эти квадратные коробочки на колесах кажутся нахохлившимися цыплятами, выпустившими наружу лишь тоненькие лапки. Внутри трамваев друг напротив друга установлены деревянные скамьи, на полу — деревянный настил. Дверь с деревянной обшивкой пассажирам открывает машинист. Два блокадных трамвая используются по сей день в качестве тягача. Чуть позже на набережной реки Фонтанки, 3а, горожане возложили цветы у здания «блокадной» подстанции, от которой 73 года назад был пущен ток, вернувший к жизни трамваи. Среди отдавших дань памяти — восемь ветеранов, инициативные горожане, депутат Алексей Ковалев.

Зампредседателя совета ветеранов Дворцового округа Лариса Мичурина рассказала «Карповке», что вот уже пять лет ветераны собираются на набережной Фонтанки, чтобы возложить цветы к зданию подстанции.

Общий ущерб составил 14 761 102 руб. В наши дни память о подвиге трамвайщиком блокадного Ленинграда и вкладе блокадного трамвая в приближение Великой Победы увековечена в Ленинградском сквере, где в год 100-летия трамвая установлен памятник Блокадному трамваю. Также каждый год на Аллее Памяти Пискаревского мемориального кладбища, где установлена стела в память о погибших работниках ТТУЛ, проводятся торжественно-траурные мероприятия с участием всех поколений транспортников. Ежедневным напоминанием о роли трамвая в судьбе города стал туристический маршрут, на котором работает реплика легендарной модели ЛМ-33. Эти вагоны работали на линии с пассажирами, а также использовались в качестве санитарных трамваев для перевозки раненых.

Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?! Большее количество маршрутов нельзя было открыть из-за дефицита поступающей в город электроэнергии.

Но даже эти пять маршрутов обслуживали все основные направления маршрутной сети. Маршруты проходили из одного конца города в другой через центр: практически в любое место в городе можно было добраться всего с одной пересадкой. Трамвай постоянно обстреливали, были жертвы как среди работников трамвайного управления, так и среди пассажиров. Как же минимизировать потери? Во-первых, вагоны были подвергнуты строжайшей светомаскировке. Во-вторых, чтобы к трамваям было сложнее пристреляться, периодически переносились места трамвайных остановок из одного места в другое, периодически чередовалось движение вагонов по разным параллельным линиям. В-третьих, для избавления от искрения и нарушения светомаскировки, на вагонах стали устанавливать по два токоприемника бугеля. В-четвертых, на линии старались выпускать короткие поезда, из одного-двух небольших трамвайных вагонов, чтобы в случае повреждения контактной сети сами пассажиры могли вытолкнуть трамвай до исправного участка.

Сегодня на невзрачном здании на набережной Фонтанки, у цирка, висит мемориальная доска в память о тех сотрудниках тяговой подстанции трамвайной сети, которые обеспечивали движение блокадных трамваев. В середине февраля 1942 года было принято решение о восстановление движения трамвая в блокадном городе.

Вам будет интересно

  • Из истории петербургского трамвая
  • Комментарии пользователей
  • Main navigation
  • Презентация - Подвиг трамвайщиков блокадного Ленинграда

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий