Функциональная грамотность в начальной школе выступление на педсовете

Доклад учителя начальной школы ВПР в начальной школе как средство формирования и диагностирования функциональной грамотности у младших школьников Начальное звено образования – фундамент школьной учебы, ведь именно здесь. В рамках Марафона по функциональной грамотности в ке запускаются новые подборки заданий на развитие функциональной грамотности, рассчитанные на учеников 1–4-х классов. Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе. Подготовила: учитель МБОУ «Мохсоголлохская СОШ с УИОП». «Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы с ОВЗ на уроках и коррекционных занятиях» Выступление на РМО учителей начальных классов 25.01.2023 Макеева Наталья Викторовна. При использовании на уроках литературного чтения в начальной школе указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

Что такое функциональная грамотность и как её развивать в начальной школе

  • Функциональная грамотность школьников: что это и как ее развивать
  • Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
  • Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
  • ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ — презентация
  • Вы точно человек?

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

В 4К входят такие элементы, как критическое мышление, креативность и коммуникационная кооперация — и всё это важнейшие навыки, необходимые для формирования функциональной грамотности. Для того, чтобы во время урока у детей формировались эти компетенции, нужны нестандартные задания: например, можно поручить им определить подлинность древней карты, «заселить» лес на Марсе животными, которые могут жить без вмешательства человека, сделать обложку для книги из определенного набора геометрических фигур. Или устроить групповой конкурс на лучший проект школьного двора, и затем измерить площадь тех сооружений, которые дети придумали. Одним словом, задания по функциональной грамотности должны быть связаны с интересными ситуациями и одновременно решать учебные задачи. Учительские опыты и эксперименты Своим практическим опытом поделились учителя из разных уголков страны. Функциональную грамотность школьников можно интересно развивать на уроках русского языка и литературы. О своем опыте рассказала методист по словесности из Хорошколы и сертифицированный преподаватель Дипломной Программы Международного Бакалавриата Инна Торботряс. Это не только учебные тексты, но и тексты, которые связаны с жизнью ученика из медиа. В потоках информации важно различать фейк или правду — и для примера брать тексты, связанные с сегодняшним днем. Она поделилась собственной уникальной методикой развития функциональной грамотности чтения, которая была разработана исходя из задач ВПР, но переросла в настоящую масштабную обучающую концепцию. Оказалось, что самыми сложными оказались задания, где ученик должен сформулировать собственный жизненный опыт письменным высказыванием.

Даже отличники «заваливались» именно на этих заданиях. И я пришла к выводу, что нужно давать детям те знания, которые пригодятся им в жизни. Я создала «Клуб юных писателей». На занятиях мы стали заниматься деловым письмом: объявления, приглашения, письма, поздравления, заявления, объяснения, вежливый отказ, благодарности… Сначала зачитывала неудачный вид письма, мы с ребятами находили ошибки и создавали инструкцию о том, как нужно писать. Затем мы придумали организацию «Жили-были дети», где был руководитель, работал отдел маркетинга, HR… Мы писали самые разные тексты. Такая работа дала свои результаты: дети действительно стали выполнять соответствующие задания во Всероссийских проверочных работах гораздо лучше. После выпуска четвероклассников педагог решила попробовать этот метод, чтобы формировать функциональную грамотность чтения у первоклассников. Вместе они учатся основам сторителлинга, написанию интересных текстов и постов для социальных сетей, нахождению аргументов и выражению собственной точки зрения.

В потоках информации важно различать фейк или правду — и для примера брать тексты, связанные с сегодняшним днем. Она поделилась собственной уникальной методикой развития функциональной грамотности чтения, которая была разработана исходя из задач ВПР, но переросла в настоящую масштабную обучающую концепцию. Оказалось, что самыми сложными оказались задания, где ученик должен сформулировать собственный жизненный опыт письменным высказыванием. Даже отличники «заваливались» именно на этих заданиях. И я пришла к выводу, что нужно давать детям те знания, которые пригодятся им в жизни. Я создала «Клуб юных писателей». На занятиях мы стали заниматься деловым письмом: объявления, приглашения, письма, поздравления, заявления, объяснения, вежливый отказ, благодарности… Сначала зачитывала неудачный вид письма, мы с ребятами находили ошибки и создавали инструкцию о том, как нужно писать. Затем мы придумали организацию «Жили-были дети», где был руководитель, работал отдел маркетинга, HR… Мы писали самые разные тексты. Такая работа дала свои результаты: дети действительно стали выполнять соответствующие задания во Всероссийских проверочных работах гораздо лучше. После выпуска четвероклассников педагог решила попробовать этот метод, чтобы формировать функциональную грамотность чтения у первоклассников. Вместе они учатся основам сторителлинга, написанию интересных текстов и постов для социальных сетей, нахождению аргументов и выражению собственной точки зрения. Необычные у ребят даже читательские дневники: педагог разрешает вести их в формате Instagram-блога, «Буктрейлеров» короткие видео о сюжете книги — без спойлеров! Именно над этим умением она скрупулезно работает со своими учениками: следит за количеством слов, которое ребенок читает в минуту, за правильностью прочтения, интонацией. Также она проводит опросы по содержанию текста — причем об информации, которая дана не только в прямой, но и в косвенной форме. Но функциональная грамотность развивается и на других уроках. Как именно проходят занятия? Это работа в команде, реализация 4К, о которых мы уже говорили. В каждой группе есть генератор идей, другие дети предлагают свои варианты, распределяются роли. Например, если мы говорим о разборе слова, то каждая группа пишет транскрипцию, называет орфограммы, изучает слово в толковом словаре и словаре синонимов.

Умеет написать письмо, открытку, поздравление, объявление и т. Осознает и проявляет ответственность за самого себя, других участников совместной деятельности. Сфера учебной деятельности Школьник владеет некоторыми приемами саморегуляции и организации своей деятельности, учится практически относиться к себе, что проявляется в способностях самоорганизации: применять упражнения на повышения работоспособности, внимания, снятие умственной, зрительной, физической усталости; своего слушание умеет настраиваться на контакт, поддерживать его взглядом, позой, вопросами и т. Исходя из этого, начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности. В связи с этим уровень элементарной грамотности включает сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе и т. Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различного учебного материала. Такое определение приоритетности целей и задач начального звена школы обусловлено, прежде всего учетом психологических закономерностей развития на этом этапе. Задачи школы на начальном этапе обучения традиционно считалось обучение школьников умениям считать, писать, читать. Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. Исходя из вышесказанного, что же удалось сделать для того чтобы наши дети приобретали элементарные навыки функциональной грамотности.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом. Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования. Поэтому в первую очередь, на каждом уроке должна быть организована работа с текстом. То есть речь идёт о том, что работа с текстом организуется не только на уроках развития речи — необходимо использовать потенциал любого урока русского языка и литературного чтения тоже. Предлагаю вашему вниманию приемы в рамках актуальных педагогических технологий. Технология критического мышления, важнейшей целью которой является формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать разнообразные стороны явлений. В рамках данной технологии предлагается использованием следующих приемов: 1 прием «чтение с остановками»; 2 прием «работа с вопросником»; 3 прием «знаю, узнал, хочу узнать»; 4 прием «уголки»; 5 прием «написание творческих работ». Технология проблемного обучения, предполагающая создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности младших школьников, заключающейся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления. Существуют следующие приемы создания проблемных ситуаций: 1 проблемные ситуации между двумя или более положениями: — одновременное предъявление противоречивых фактов, теории или точки зрения; — «столкнуть» разные мнения школьников с помощью вопроса или практического задания; 2 проблемные ситуации между житейским представлением младших школьников с помощью вопроса или практического задания «на ошибку», а затем предъявляется научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности. Проектная технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно- познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, обеспечивающие достижение результата — создание проекта. Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются: 1 написание сочинения-рассуждения на заданную тему; 2 выполнение творческой работы — иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям; 3 сочинение своего стихотворения, басни, сказки. Игровая технология, обеспечивающая достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и обмен информации, формирование навыков общения и взаимодействия. На этапе закрепления изученного материалы рекомендуется использование следующих приемов: 1 «мим-театр», суть которой состоит в изображении мимикой и жестами одного из героев произведения, а класс отгадывает; 2 «крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания младшие школьники задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков; 3 «древо мудрости», которое заключает в том, что сначала быстро, но внимательно младшие школьники читают текст.

Тема:"Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы". презентация, доклад

Но, честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны. Поэтому разработку классных часов с использованием заданий на функциональную грамотность — творческих задач, считаю перспективным направлением. Виды творческих задач: изобретательская задача, исследовательская задача, конструкторская задача, прогнозная задача, задача с достраиваемым условием. Главные требования к творческим задачам:1. Например, задача про Змея Горыныча. Но дети подняли такой крик и визг, что Горыныч потерял сон и покой, а главное — аппетит. Тогда решил он обхитрить детей. Мол, принесете мне ведро воды из ручья, тогда и отпущу.

Но одно условие — воду принести без посуды. Да как же условие Горыныча выполнить — пригорюнились дети. А что бы посоветовал им ты? Для этого использую релейные или как их сейчас называют — квазиконтрольные работы. Раньше их называли «задания массивом». То есть ученикам предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору. Из них составляется итоговая контрольная работа: чем больше задач решил ученик, тем больше вероятность успешного решения им контрольной работы. Ученики уже привыкли к комментариям учителя и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание учителем, особенно творческих, развивающих заданий не несет ценности для ребенка, и не способствует его развитию. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания.

Анкетирование учащихся показало, что ученики с удовольствием решают именно такие задания. Какие задания тебе интересно делать на уроке? Что для тебя важно при выполнении заданий? Интересно ли тебе выполнять задания на бланках? Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Компонентами функциональной грамотности являются: знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность. Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности школьников нам учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии, такие как: проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения; технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений; технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований — «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся PISA », которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов.

Читаем в Интернете: «Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений ФГ включает в себя: грамотность чтения, математическую грамотность, естественнонаучную грамотность, компьютерную грамотность и др. Ничего нового ФГОСы не предлагают, кроме заумных и витиеватых формулировок, в которые ещё попробуй вникнуть, чтобы понять, чего хотят от учителя и от ученика.

Шум подняли, прямо «Америку открыли» с этой "функциональной грамотностью". Школа СССР, кстати, известная во всём мире, существовала без термина ФГ, но разве она не формировала «способность использовать знания для решения жизненных задач»? Образование для того и существует.

И зачем делать такой акцент на «функциональной грамотности», когда на осмысленную и толковую учёбу без спешки и так не хватает времени — сплошные ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и другие тесты? Из-за чего столько шума? А причина есть!

Главным целевым показателем нацпроекта «Образование» который никто не отменял является вхождение страны в десятку лучших по международным рейтингам, где важную роль играют результаты PISA. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года.

Тесты PISA у нас проводить не будут.

Представим, что попали на урок, который начался с показа отрывка из сказки прием «Яркое пятно». Какой может быть тема этого урока?

Вариантов много. Так можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний, «наведение порядка» в голове учащихся. Приём «Я возьму тебя с собой» Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов.

Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.

Различные ребусы по предметам. Приёмы изучения нового и закрепления материала: кластер, ассоциации, хорошо-плохо. Имя существительное- морфологические признаки.

Приём «Ассоциации». Цветы - л е то. Снег — зима.

Малыши — дети. Петух — Петя. Ученик — учение.

Приём «Хорошо - плохо». Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Слайд 4 Компоненты функциональной грамотности знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. Слайд 5 Для формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира необходимы следующие условия: обучение должно носить деятельностный характер одна из целевых функций обучения — формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире ; учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала; учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы; Слайд 6 Учебник «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа» опирается на коммуникативные технологии Слайд 7 Цель - научить школьников: общаться с одноклассниками и взрослыми; обосновывать собственную точку зрения;.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

  • Разместите свой сайт в Timeweb
  • Комментарии
  • Что такое функциональная грамотность
  • ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ — презентация

Новая «фишка» российской школы, которая у всех на слуху

Богатырей не выращивают на постном винегрете. Творческое, открытое мышление не развивается на закрытых задачах. Поэтому сейчас школу, а также организации образования обязуют повернуться лицом к так называемой функциональной грамотности. Уже сейчас мы видим, как меняются задания ВОУД и ЕНТ, а именно на этих тестированиях активно применяются задания на проверку функциональной грамотности. Что можно рекомендовать для развития функциональной грамотности, какие приемы само и взаимообучения? Поэтому их разработка ложится на плечи учителя. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА. Но, честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено.

Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны. Поэтому разработку классных часов с использованием заданий на функциональную грамотность — творческих задач, считаю перспективным направлением. Виды творческих задач: изобретательская задача, исследовательская задача, конструкторская задача, прогнозная задача, задача с достраиваемым условием. Главные требования к творческим задачам:1. Например, задача про Змея Горыныча. Но дети подняли такой крик и визг, что Горыныч потерял сон и покой, а главное — аппетит.

Тогда решил он обхитрить детей. Мол, принесете мне ведро воды из ручья, тогда и отпущу. Но одно условие — воду принести без посуды. Да как же условие Горыныча выполнить — пригорюнились дети. А что бы посоветовал им ты? Для этого использую релейные или как их сейчас называют — квазиконтрольные работы. Раньше их называли «задания массивом».

То есть ученикам предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору. Из них составляется итоговая контрольная работа: чем больше задач решил ученик, тем больше вероятность успешного решения им контрольной работы. Ученики уже привыкли к комментариям учителя и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание учителем, особенно творческих, развивающих заданий не несет ценности для ребенка, и не способствует его развитию. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания. Анкетирование учащихся показало, что ученики с удовольствием решают именно такие задания. Какие задания тебе интересно делать на уроке? Что для тебя важно при выполнении заданий?

Если ежедневно на каждом уроке математике, русском языке, чтении, природоведении отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей 1. Работа над решенной задачей. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем. Правильно организованный способ анализа задачи — от вопроса или от данных к вопросу. Представление ситуации, описанной в задаче нарисовать «картинку». Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить.

Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. Самостоятельное составление задач учащимися. Решение задач с недостающими данными. Изменение вопроса задачи. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи. Объяснение готового решения задачи. Использование приема сравнения задач и их решений.

Запись двух решений на доске — одного верного и другого неверного. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

Второй механизм — модернизация системы оценки результатов обучения. Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание — понимание — применение — систематизация и обобщение». Важное значение в развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений учеников. Они будут проводиться как национальными, так и международными системами оценки. Третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире — активное участие родителей в образовании и воспитании детей.

Четвертый механизм функциональной грамотности — развитие дополнительного образования. В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.. Все данные качества формируются в школе. Основным образовательным инструментом в школе выступает организация исследовательской деятельности, которая решает задачу формирования предметных знаний на компетентностной основе. Освоение интерактивного оборудования выводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяет сделать преподавание любого предмета увлекательным и динамичным, упрощая процесс взаимодействия с аудиторией, классом. Учебная работа с электронными средствами обучения, создаёт условия для использования среды в качестве: средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников; инструмента познания; средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников; средства развития личности; эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности. Посещенные уроки В ходе подготовки к педсовету изучались организационные и технологические подходы в формировании функциональной грамотности школьников.

Формирование потребности в постоянном повышении профессиональной компетентности, стимулирование применения современных методик и технологий образовательного процесса, раскрытие творческого потенциала учителя, создание благоприятного творческого климата в ученическом коллективе - основной фактор функциональной грамотности учителей. Задачу совершенствования профессионального мастерства учителей школы решаем через овладение современными образовательными технологиями, внедряемыми в современный урок, которые в свою очередь обеспечивают формирование функциональной грамотности средствами предмета. Педагогический коллектив начал внедрение в практику проведения современного урока 7 модулей, что должно способствовать повышению профессионализма учителей коллектива. Уроки отличаются системностью, продуманностью всех этапов, а также выбором содержания материала, исходя из индивидуальных особенностей класса, учителя пытаются раскрыть творческий потенциал личности на основе индивидуализированного подхода в учебном процессе Анварова Е. Жазкей С. Нургалиева Г. М Уроки учителей, прошедших уровневые курсы, а их в начальной школе три учителя: Цымбал О.

А, Лукашовой А. Пелих И. В ходе посещения уроков, мы увидели, что в основном проверка знаний учителями организована в соответствии с программой, которая определяет максимум и минимум знаний. В ней же указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов TIMSS , международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся PISA , которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности, не означая, однако, что наши школьники мало знают или, что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что необходимо современному человеку. Российская школа, верная своим традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные — то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности. Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога.

Презентация на тему ""Формирование функциональной грамотности младших школьников""

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе. - МЦОиП Основы функциональной грамотности закладываются в начальной. школе, где идет обучение различным видам речевой деятельности – письму и. чтению, говорению и слушанию. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская.
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе. практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Основы функциональной грамотности начинают закладываться в начальной школе.
Педсовет по функциональной грамотности в школе | Информационный портал В данной ситуации большая ответственность ложится на начальную школу, которая закладывает основы функциональной грамотности обучающегося и формирует его мотивацию на учебу.

Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах

практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Основы функциональной грамотности начинают закладываться в начальной школе. Содержимое разработки. Матиенко Элико Годердзевна, учитель начальных классов, МАОУ «Лянторская СОШ№7», Сургутский район, ХМАО-Югра. «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе». Сценарий педагогического совета «Функциональная грамотность. как цель и результат современного образования». Цель: совершенствование профессионального мастерства учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ — презентация

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.. Все данные качества формируются в школе. Основным образовательным инструментом в школе выступает организация исследовательской деятельности, которая решает задачу формирования предметных знаний на компетентностной основе. Освоение интерактивного оборудования выводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяет сделать преподавание любого предмета увлекательным и динамичным, упрощая процесс взаимодействия с аудиторией, классом. Учебная работа с электронными средствами обучения, создаёт условия для использования среды в качестве: средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников; инструмента познания; средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников; средства развития личности; эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности. Посещенные уроки В ходе подготовки к педсовету изучались организационные и технологические подходы в формировании функциональной грамотности школьников. Формирование потребности в постоянном повышении профессиональной компетентности, стимулирование применения современных методик и технологий образовательного процесса, раскрытие творческого потенциала учителя, создание благоприятного творческого климата в ученическом коллективе - основной фактор функциональной грамотности учителей. Задачу совершенствования профессионального мастерства учителей школы решаем через овладение современными образовательными технологиями, внедряемыми в современный урок, которые в свою очередь обеспечивают формирование функциональной грамотности средствами предмета. Педагогический коллектив начал внедрение в практику проведения современного урока 7 модулей, что должно способствовать повышению профессионализма учителей коллектива. Уроки отличаются системностью, продуманностью всех этапов, а также выбором содержания материала, исходя из индивидуальных особенностей класса, учителя пытаются раскрыть творческий потенциал личности на основе индивидуализированного подхода в учебном процессе Анварова Е. Жазкей С.

Нургалиева Г. М Уроки учителей, прошедших уровневые курсы, а их в начальной школе три учителя: Цымбал О. А, Лукашовой А. Пелих И. В ходе посещения уроков, мы увидели, что в основном проверка знаний учителями организована в соответствии с программой, которая определяет максимум и минимум знаний. В ней же указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками. Многие педагоги Подлесная О. Терешина О. Дацюк А. Мусина Г.

Блашкина Н. Василишина Т.

Одна из важнейших задач современной школы — формирование функционально грамотных людей.

Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — письму и чтению, говорению и слушанию.

Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности. Дети должны не только прочитать текст, но и ответить на вопросы. Где лежит дровяной склад? Что свалено в кучу? Кто дрова на зиму запас? Как греет осинка в бобрином животе?

Что вьется из бобровой хатки даже в стужу?

Дети, которые не очень дружат с математикой, лучше решают реальные жизненные задачи Поэтому часто работать нужно не над навешиванием новых заданий с вводным текстом, а над формированием жизненного опыта. Я, например, предлагаю и детям, и родителям найти в доме электрический счётчик, выяснить его тарифность, снять показания руками и записать на бумагу. Если всё получилось, то нужно посчитать показания и найти на сайте госуслуг подходящее поле для ввода данных.

И это не такая простая задача, как кажется. После того как дети проделали всё это руками, они по-другому начинают воспринимать процесс оплаты электричества. Конечно, он не становится для них повседневным, но с ними можно обсудить новые условия задачи: другие тарифы, энергопотребление разных приборов. Это и есть функциональная грамотность в сфере математики».

Функциональная грамотность в начальной школе Как помочь детям активно участвовать в том, чему они учатся, помочь чувствовать свои силы и самостоятельно оценивать результаты работы вне типовых алгоритмов? Челябинска»: Умение быстро читать — одна из основ функциональной грамотности. Дети с низкой техникой чтения не могут быстро прочитать задачу, правило или текст и, соответственно, начинают отставать в учебе. С другой стороны, дети часто быстро читают, но не понимают текст, вопрос или инструкцию.

Мне как учителю важно видеть, что, во-первых, все учащиеся прочитали текст на уроке или дома, а во-вторых, поняли его содержание. Если речь идёт просто о задании к упражнению, которое мы прочитали, я задаю уточняющие вопросы: «Как вы поняли, ребята, что мы сейчас должны сделать? Дети получают список с вопросами и таким же списком пишут ответы. Но как мотивировать ребёнка на прочтение учебного материала, а не просто ограничиться личным опытом или опытом родителей, просмотром роликов в интернете?

Второй вопрос: как организовать систему контроля всего класса на уроке с целью глубинного освоения материала? Расскажу о своем опыте на примере проекта «Рассказ о слове» из учебника русского языка 3-го класса по программе «Школа России». Это командная работа, которая, помимо функциональной грамотности, развивает у детей еще и навыки «4К» критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация , о которых мы все в последнее время говорим. Группы примерно равноценные.

В каждой есть ученик — генератор идей. Он распределяет поручения, кто чем будет заниматься при работе над проектом. Другие дети, конечно же, тоже предлагают свои идеи и варианты. Они сами вызываются для работы над той частью проекта, которая им наиболее близка и понятна.

Роль учителя — наблюдать и направлять в нужное русло, оказывать дозированную помощь. Читайте также: «Комиксы — это отдельный вид литературы»: всё, что нужно знать о рассказах в картинках Например, дети опираются на пример разбора слова «мороз». Каждой группе предложено своё слово, с которым нужно проделать аналогичный разбор: «бабушка», «герой», «дружба», «добро», «труд». Дети пишут транскрипцию, называют орфограммы и определяют их тип.

В помощь детям был предложен толковый словарь, словарь синонимов и антонимов. Экземпляр всего один, поэтому группы пропускали задания в ожидании словаря, а затем возвращались к ним вновь. При подборе фразеологизмов дети использовали смартфоны. Так же было и в случае загадок, примеров использования слова из художественных текстов.

Плюс детям было предложено нарисовать и проиллюстрировать заданное слово. Такая же работа применяется на других уроках. Так, на изо мы занимаемся изготовлением пальчиковых кукол и макетов декораций к спектаклю. В одиночестве делать декорации сложно, а в группе работа идет хорошо.

Дети изготавливали бумажные цепи для украшения класса — инструкцию для создания этих украшений мы предварительно написали на уроке русского языка. Крупный, маленький и интегрированный: форматы заданий для формирования функциональной грамотности Функциональная грамотность — межпредметный навык. Рассмотрим ещё несколько кейсов: как можно отрабатывать разные типы грамотности, при этом продолжая работать на вовлечение учеников. Екатерина Горбатова, кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы: Важно показать ученикам: знания, которые они получают сейчас, не фикция.

Лучше всего эта идея реализуется в крупных образовательных форматах: тренингах, циклах занятий, образовательных погружениях и ролевых играх. Все эти форматы хороши своей метапредметностью, поскольку они формируют целостное и системное мышление.

Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах

Функциональная грамотность школьников: что это и как ее развивать Настоящий сборник составлен по материалам выступлений учителей начальных классов на школьном методическом объединении по теме: «Формирование разных видов функциональной грамотности», состоявшегося 1 декабря 2022 г. в городе Няндома.
Педагогический совет. Начинать формирование функциональной грамотности в 5 классе уже поздно, необходимо это делать уже в начальной школе. О перспективах внедрения ФГ в начальной школе расскажет руководитель территориального нения Седых В.Н.
«10 талантов за час» "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе". Киселёва Татьяна Григорьевна учитель начальных классов школы-гимназии №1 Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Первая учительница!: Функциональная грамотность Период разграничения понятий «грамотность» и «функциональная грамотность» (1965-1978 гг.). В 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране впервые было предложено использовать термин «функциональная грамотность».

«10 талантов за час» "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе".

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. «Инструменты формирования функциональной грамотности обучающихся в начальной школе» Обобщение опыта работы учителя начальных классов МБОУ Школы №85 Мельчаковой А.В. заданий на формирование функциональной грамотности — они моделируют реальную жизненную ситуацию, в то время как учебно-познавательные задачи на развитие академической грамотности моделируют решение научной проблемы.

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе.

Период разграничения понятий «грамотность» и «функциональная грамотность» (1965-1978 гг.). В 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране впервые было предложено использовать термин «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. «Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы с ОВЗ на уроках и коррекционных занятиях» Выступление на РМО учителей начальных классов 25.01.2023 Макеева Наталья Викторовна. Выступление на педсовете "Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС." В современном мире усиливается тенденция изучения и решения образовательных проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему ""Формирование функциональной грамотности младших школьников"" по педагогике. Презентация состоит из 26 слайдов. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность школьников: что это и как ее развивать

1. Предоставить возможность педагогам образовательных организаций Артинского ГО изучить теоретические материалы и выразить свои взгляды, идеи, размышления по проблеме формирования функциональной грамотности школьников. Сборник педагогического опыта создан с целью обобщения и распространения опыта работы педагогов Смоленской области по формированию функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности обучающихся с 1 по11 класс. Описание: приём интерактивного обучения. Приём работы над грамотностью письма и грамматическим инструментарием в начальной школе предлагает а. Кушнир. Это показ грамматического (орфографического) феномена. письму и чтению, говорению и слушанию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий