Отечественная система планирования развития вооружения

Исчезла сквозная, межотраслевая, вертикально интегрированная система управления планированием и развитием вооружений, военной и специальной техники (далее – ВВСТ) и изделий двойного назначения. Одним из важных направлений работы Министерства обороны будет модернизация и развитие вооруженных сил. Планируется продолжить обновление военной техники и вооружения, а также совершенствование систем командования и контроля. Вниманию читателей "ВКО" предлагается материал, в котором анализируется развитие системы заказов вооружения в нашей стране. Метод программно-целевого планирования развития вооружения и военной техники используется и сейчас. 35. Военное планирование организуется и осуществляется в целях реализации согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами мероприятий развития военной организации, а также строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их эффективного применения.

Разработка перспективной Государственной программы вооружений на период с 2024 по 2033 годы

ГПВ состоит из программ вооружения по направлениям (видам) техники, которые включают разделы по типам вооружения. Развитие системы вооружения РВСН в программном периоде, в основном, определено в разделах программы вооружения стратегическими средствами. Методологический базис межвидового программно-целевого планирования развития системы вооружения Вооруженных Сил в современных условиях подробно изложен в ряде научных трудов, подготовленных сотрудниками 46 ЦНИИ Минобороны России [1-9]. Конечной целью реализации новой госпрограммы вооружений является увеличение доли новой техники, принятой на вооружение России, до 70-80% с 10%, имевших место в 2010 году. Все это обусловлено тем, что формирование программ и планов развития системы вооружения и военно-технического сотрудничества объединено контуром программно-целевого планирования.

Государственные программы вооружения России. Досье

В 2018 году была принята следующая программа ГПВ-2027 на 20 трлн рублей, ориентированная в первую очередь на развитие ядерного оружия (межконтинентальные баллистические ракеты «Сармат» и «Рубеж»). Вместе с тем, дальнейшее утяжеление вооружения и совершенствование систем управления оружием и целеуказания (как на самой машине, так и в рамках подразделения в целом) придает старой идее гусеничной машины поля боя новое измерение. военные задачи - элементы военных задач. В работе показаны механизмы стратегического планирования и прогнозирования научно-технологического развития вооружения, военной и специальной техники на основе анализа спроса и предложений, обеспечивающие формирование необходимого научно-технического.

Планы Министерства обороны на 2023 год: ключевые направления деятельности и приоритеты

Государственная программа вооружения 2024-2033 предусматривает модернизацию и развитие вооруженных сил России. Целью этих мероприятий является обеспечение национальной безопасности, а также укрепление обороноспособности страны. В основе российского подхода к развитию вооружения и военной техники (ВВТ) лежит опыт СССР, при котором программно-целевое планирование осуществляется через Государственную программу вооружения (ГПВ) и Государственный оборонный заказ (ГОЗ). Успешно развивается отечественная программа гиперзвукового оружия, включая постановку на вооружение стратегического комплекса «Авангард», и серийное производство гиперзвуковых ракет «Циркон» и «Кинжал» для ВМФ и ВКС России соответственно. Концептуально порядок разработки комплекса мероприятий развития системы вооружения включает в себя анализ ее текущего состояния, обоснование требований на программный период и определение существующих возможностей государства по развитию ВВСТ. Чтобы обеспечить увязку предлагаемых к решению целевых задач Министерства обороны с финансовыми и производственными ограничениями, с 1969 г. в СССР было начато внедрение программного планирования развития вооружения и военной техники. 1. Государственная программа вооружения утверждается Президентом Российской Федерации. 2. Порядок разработки, утверждения и реализации государственной программы вооружения определяется Президентом Российской Федерации.

Поиск по этому блогу

  • Стратегическое управление развитием вооружений
  • Проверенные решения
  • Содержание
  • Сообщить об опечатке
  • Разработана концепция развития вооружения Сухопутных войск до 2025 года

Персоны (1)

  • Основные направления Государственной программы вооружения 2024-2033
  • Стратегическое планирование в сфере обороны и безопасности России
  • 2. Основные направления развития средств вооруженной борьбы.
  • Оборонный заказ и военно-техническая политика государства
  • Most frequently terms
  • Планирование развития вооруженных сил на основе программ - ЦЕЛОСТНОСТЬ СЕКТОРА БЕЗОПАСНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ В РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЯ

развитие военно-морского флота, прежде всего в Арктике и на Дальнем Востоке. Иными словами, декларируемые цели ГПВ–2020 включают создание вооружений, предназначенных для бесконтактных войн, а также повышение мобильности сил общего назначения. В наибольшей степени указанным выше задачам отвечала система программно-целевого планирования вооружения и военной техники. Сущность системы программно-целевого планирования ВиВТ зиждилась на трех основополагающих принципах. Конечной целью реализации новой госпрограммы вооружений является увеличение доли новой техники, принятой на вооружение России, до 70-80% с 10%, имевших место в 2010 году. План развития Вооруженных сил России на ближайшее десятилетие утвержден окончательно. Вице-премьер Дмитрий Рогозин в интервью газете «Коммерсант» сообщил, что президент страны Владимир Путин подписал государственную программу вооружений (ГПВ) на. Опубликованы приоритеты разрабатываемой очередной государственной программы вооружения на 2016-2025 гг. Однако чрезмерная закрытость этой сферы не позволяет надеяться на успешное решение ее известных проблем.

Искусственный интеллект: новое содержание военной мощи

Все машины имеют «электронный борт». По разработанным тактико-техническим заданиям созданы опытные образцы и проводятся их испытания. Военная автомобильная техника — это, по сути, автомобильная техника, созданная по тактико-техническим требованиям МО РФ, используемая под монтаж, буксировку комплексов различных видов оружия и средств , обеспечивающих ее применение.

Объем финансирования ГПВ 2024-2033 пока не установлен. Об размере финансирования программы можно будет говорить лишь после того, как экономический блок правительства РФ разработает прогноз макроэкономических показателей социально-экономического развития страны на 2024-2033 гг.

Принятие же решения о стратегии развития вооружения и военной техники должно осуществляться с учетом неопределенности в оценке боевых стратегий противника в будущем и ограниченного бюджета на проведении модернизации вооруженных сил. Анализ существующего научно-методического обеспечения планирования развития системы вооружения показал, что, в целом, оно соответствует положениям теории вооружения, однако, предварительный анализ ряда работ позволил выявить ряд недостатков, существенно ограничивающих возможности их применения в современных условиях. В статье рассмотрены некоторые проблемы планирования развития системы вооружения в долгосрочной перспективе.

Находиться на одной ОП не более 3-4 мин. Какой должен быть калибр боеприпаса, вероятно, в районе 120мм. Сами боеприпасы — высокоточные или реактивные. Здесь опять на первый план выходит не дальность стрельбы, а вместимость боевого комплекта. При соотношении сил не в нашу пользу продолжительность автономных действий трудно предсказуема. Вместе с тем, дальнейшее утяжеление вооружения и совершенствование систем управления оружием и целеуказания как на самой машине, так и в рамках подразделения в целом придает старой идее гусеничной машины поля боя новое измерение. Рискнем предположить: не пора ли в связи с этим переходить к восприятию БМП как системообразующего комплекса вооружения в системе огневого поражения звена «отделение-взвод-рота»? Особенность этого подхода в том, что роль БМП в бою изменяется со вспомогательной на главную. На машину возлагается основная часть огневых задач низовых тактических подразделений, и теперь пехота продолжает работать на машину, защищая и снабжая ее целеуказанием, но в ответ получает полноценное прикрытие в том числе от угрозы с воздуха и точную работу по вскрытым мотострелками целям в том числе находящимся вне пределов видимости экипажа «брони». Тем самым БМП перестает быть «чемоданом без ручки» и становится ведущим элементом в системе огневого поражения звена «отделение-взвод-рота». К слову, в конце XIX - начале XX века схожую трансформацию, правда, в оперативном звене, испытали на себе пехотные дивизии, выйдя к мировой войне с приданной артиллерией в качестве системообразующей ударной силы. Придав БМП новый характер защищенности и подвижности, а также утвердив ее как системообразующий комплекс вооружения для низового тактического звена мотострелковых подразделений, мы сможем сформировать и новую картину применения привычной «брони». Машина с тяжелым оружием станет не только основным боевым средством отделения, взвода, роты, но и импровизированной «длинной рукой» командиров в тех случаях, когда приданные подразделению артиллеристы не готовы открывать огонь или уже выполняют боевую задачу, а БМП передовых соединений находятся в выгодной позиции для поражения вскрытых целей. Подобная постановка вопроса является дискуссионной. Однако обсуждение перспективного облика бронетехники российской пехоты нужно начинать с ясной и продуманной формулировки места «брони» в общей боевой системе войск. Без тщательного анализа и проектирования «сверху вниз» любые рывки по «модернизации» парка ББМ Российской армии приведут только к ненужным тратам государственных средств и получению мотострелками техники, не отвечающей их потребностям на поле современного боя. Заглядывая на перспективу до 2040 г. Ключевым фактором должно стать стремление удалить личный состав от непосредственного соприкосновения с противником при видимом контакте. Здесь, вероятно, будут действовать РТС ВН робото-технические системы военного назначения , причем, зачастую, одноразового использования. Важной тенденцией будущих боевых действий становится борьба за повышение уязвимости личного состава и боевой техники войск противника от новых видов поражения — радиоэлектронного, лучевого, информационного, психологического и др. Судя по публикациям в зарубежной печати, кроме широко известных и апробированных на практике средств радиоэлектронного поражения ныне в стадии научных и опытно-конструкторских разработок находится энергоинформационное соматропно-психологическое оружие. В виде возможной перспективы рассматривается психотропно-информационное, биоэнергоинформационное, информационно-генетическое и виртуально информационно-психологическое оружие. Особенно эффективным считается энергоинформационное психологическое оружие, которое позволяет генерировать и направленно излучать модулированные СВЧ и ультразвуковые волны, что может вызывать нарушение деятельности нервной системы человека. Сочетание огневого, радиоэлектронного, энергетического воздействия, в том числе с применением оружия, основанного на нанотехнологиях, соматропно-психоинформационного оружия, расширит арсенал оперативно-стратегических способов достижения целей в войне. По мнению некоторых исследователей, создаются условия для зарождения новой формы вооруженной борьбы — информационно-ударной операции. Такая операция отличается от общевойсковой тем, что она не имеет пространственных ограничений, характеризуется большим разнообразием форм и способов, непрерывностью, может скрытно вестись уже в мирное время. Высокую защищенность и живучесть подразделений бригады предполагается обеспечить применением пассивной, активной и противоминной защиты. Считается, что этому будет способствовать также включение системы управления огнем ББМ в объединенную систему сетевого управления войсками и оружием, благодаря чему экипажи машин будут своевременно обеспечиваться информацией об окружающей обстановке, данными об объектах и целях противника координаты, тип, количество , а также расположении действиях своих частей и подразделений. Наиболее общие тенденции развития защитных средств могут быть перечислены в следующем порядке: Первое. Общие стратегические проблемы развития этих средств: повышение скорости обработки информации и связанная с этим автоматизация процессов принятия решений и т. Развитие общих и «пассивных» методов защиты: организация общего контроля над состоянием окружающей среды; использование пористых материалов типа молекулярных сил для защиты от воздействия посторонних агентов; полная изоляция инкапсуляция объектов, включая подсистемы; создание поверхностей с антиадгезионными характеристиками, защищающими от внешнего воздействия; создание очень прочных защитных покрытий нового типа, особенно на основе нанотехнологий.

Теория и практика планирования и управления развитием вооружения

И сегодня выступил. Если очень коротко, главное, что я понял, — чтобы мы все могли спокойно жить, никого не трогая, собирать урожай, растить детей, да и просто заниматься любимым делом, необходимо очень много усилий, просто гигантское напряжение нужно. Может, большинству из нас оно, это напряжение, невидимо. Мы даже о нем не подозреваем. А оно, напряжение, рядом с нами всегда. Новейшую ракету «Кинжал» увидеть невооруженным глазом можно разве что на самолете-носителе. Ну а после запуска ее уже не могут засечь даже самые современные противоракетные системы. Все-таки скорость — десять махов, в десять раз быстрее звука. Тысячу километров «Кинжал» преодолевает меньше чем за пять минут.

Противник сможет ее только услышать, но лишь после попадания в цель. Ничего подобного сегодня нет ни у одной другой страны.

На сегодняшний день систему военного образования в России составляют 15 военных академий, 4 военных университета и 46 военных училищ и институтов. Будут созданы учебно-научные центры, где будут собраны воедино учебная часть и научно-исследовательские лаборатории. Российские Вооруженные Силы после длительного периода реформирования и выхода из кризиса приобретают новые качественные характеристики как с точки зрения их боевой готовности и эффективности, так и с точки зрения их возможностей обеспечения политических и экономических интересов Российской Федерации.

Показателем зрелости Booруженных Сил РФ и преодоления ими наиболее сложного периода своего существования является то. Понравилась статья?

При этом резко ухудшалась фондоотдача. Подавляющее большинство предприятий, изменив свою организационно-правовую форму, по-прежнему рассматривают в качестве потенциального кредитора и инвестора только государственные органы управления. В числе основных причин сложившегося в ОПК положения находится полное разрушение системы выделения ассигнований на строительство и реконструкцию предприятий, закупку оборудования, на подготовку производства, крайняя скудость, несвоевременная и не в полном объеме выплата конверсионных кредитов и дотаций, взаимные неплатежи, которые по существу начаты правительством и которые оно до сих пор не в состоянии преодолеть, тяжкое налоговое бремя на товаропроизводителей, отсутствие льгот за выполняемый государственный оборонный заказ. Указы Президента и постановления Правительства не выполняются Минфином, что порождает в стране обстановку произвола и анархии. Вместо реальных денег широко распространены денежные суррогаты, которые еще более осложняют финансово-экономическое положение организаций и предприятий в ОПК. Массовое высвобождение основного высокопрофессионального персонала из оборонного производства ведет к разрыву технологических цепочек и делает невозможным выпуск вооружения и военной техники в количестве и объемах, прогнозируемых на последующие годы.

К настоящему времени приблизительно половину высвобожденных в результате конверсии мощностей предприятий ОПК ничем загрузить не удается и они просто омертвлены, а другая половина загружена такой конверсионной продукцией, которая в большинстве случаев постепенно уничтожает производственно-технологический потенциал, не оставляя предприятию никаких шансов на выживание в ином технологическом облике. Таким образом, проводимая конверсия работает на разрушение технологического потенциала оборонной промышленности. Это обстоятельство требует самого пристального внимания при проведении военной реформы и реформировании ВТП, оценке реализуемости программы вооружений и государственного оборонного заказа. Мероприятия военной реформы требуется осуществлять в соответствии с экономическими возможностями государства, что и опрелеляет необходимость реформирования военнотехнической политики в сфере ОПК. ОПК не может устойчиво существовать и развиваться без обеспечения определенности в перспективах развития систем вооружений и в государственных оборонных заказах, что является необходимыми условиями рациональной военнотехничекой политики. Интересы страны требуют реорганизации оборонного промышленного комплекса России, для обеспечения потребностей ожидаемого в будущем спроса на вооружения и военную технику для всех силовых структур и выполнением международных контрактов, а также гражданского наукоемкого продукта на внутреннем и внешнем рынке. Необходимо также активнее поддерживать создание технологий двойного назначения, используемых одновременно для военных и гражданских нужд. Предприятия ОПК, реализующие такие технологии, целесообразно финансировать специальной строкой федерального бюджета или через президентские программы; направление технического перевооружения оборонных предприятий на рациональную диверсификацию производства, на использование преимущественно гибких, легко перестраиваемых производств, исходя из того, что государственный оборонный заказ и" в перспективе будет ориентирован на выпуск вооружения и военной техники, в основном малыми сериями и не обеспечит определяющей загрузки производственных мощностей ОПК; привлечение в ОПК нетрадиционных источников финансирования; воссоздание на новой экономической основе системы долгосрочного программно-целевого развития ВВТ и соответствующего научно-производственного потенциала оборонных предприятий.

Развитие оборонного потенциала требует инвестиций, что может быть достигнуто за счет государственной поддержки оборонного производства, централизованных капитальных вложений, протекционистских мер защиты отечественных производителей и наукоемкого производства, финансирования структурной перестройки оборонных производств и создания высокотехнологичной базы, использующей двойные технологии. Такая политика позволит через некоторый период времени повысить конкурентоспособность продукции отечественного оборонно-промышленного комплекса на мировом рынке. Реформирование системы военно-технического сотрудничества с иностранными государствами Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами является эффективным средством укрепления позиций РФ в различных регионах мира, поддержания оборонно-промышленного потенциала на требуемом уровне в тяжелых кризисных условиях российской экономики при переходе к рыночной системе хозяйствования, получения валюты для государственных нужд , конверсии военного производства, структурной перестройки оборонных отраслей промышленности и для других крайне необходимых нужд. На протяжении многих лет военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами являлось источником крупных валютных поступлений для России СССР. Продажа оружия, оказание военно-технических услуг, экспорт военных технологий в другие страны позволяли еще в недалеком прошлом в 1989 г. Среди них - сохранение рабочих мест, укрепление безопасности, обеспечение плавной структурной перестройки промышленности и другие. Экспортные поставки оружия обеспечивали существенную часть загрузки отечественных предприятий оборонного комплекса и давали в казну значительную валютную выручку. В 1992 г.

Недооценка на начальном этапе становления российской государственности роли ОПК в укреплении валютных ресурсов России, в сохранении оборонно-промышленного потенциала привели к тому, что уже в 1993 г. И хотя за последний год сумму валютной выручки от продажи российского оружия удалось несколько увеличить до 2,3 млрд. Восстановление и упрочение позиций России на мировом рынке вооружений и услуг военного назначения является, как уже отмечалось, задачей первостепенной важности не только по экономическим соображениям, но и для ускорения решения проблем ОПК и Вооруженных Сил России. Для решения этой задачи потребуется разработать эффективную стратегию вхождения российской оборонной промышленности в международную систему разделения труда. При разработке такой стратегии потребуется провести анализ сравнительных преимуществ направлений специализации оборонных отраслей, имея в виду выявление групп однородных изделий, в производстве которых достигнута большая по отношению к другим видам продукции производительность труда по сравнению со странами - потенциальными партнерами и соперниками во внешнеэкономической деятельности; конъюнктуры мирового рынка продукции и услуг военного назначения и профильной гражданской продукции оборонных отраслей с учетом их конверсии; экспортного потенциала военной промышленности и факторов его роста. В качестве основных элементов стратегии вхождения в международную систему разделения труда потребуется предусмотреть: определение перспективной номенклатуры экспорта и обеспечивающего импорта на ближайшие годы; структурную перестройку оборонных отраслей, в основу которой положить изменение номенклатуры выпускаемой продукции в направлении сокращения выпуска неконкурентоспособной и наращивание производства высококонкурентной наукоемкой продукции, пригодной для экспорта; пересмотр принципов организации производства, имея в виду обеспечение его гибкости и способности к быстрому освоению новой наукоемкой продукции, ликвидацию диспропорций и повышение эффективности использования производственных мощностей; широкое развитие и поддержку рисковых венчурных инновационных предприятий и коммерческих структур консалтинга, маркетинга, финансового обеспечения производства и сбыта готовой продукции , самостоятельно выходящих на внешний рынок. При этом военно-техническое сотрудничество целесообразно распространить на сферу совместных с другими странами разработок и производства ВВТ в новых технологий, шире развивать равноправный обмен военными технологиями и создание совместных систем вооружений, в том числе и с ориентацией на рынки третьих стран. Развитие военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами при активной государственной поддержке может поддержать и Вооруженные Силы и оборонную промышленность.

В ближайшие годы возможно увеличение среднегодовых объемов российского экспорта ВВТ до 4 млрд. Для решения изложеиных проблем и реализации предложении потребуется уделить большее внимание указанному направлению ВТП, что предполагает активизацию деятельности соответствующих структур как в администрации Президента РФ, так и других. Совершенствование системы мобилизационных заданий Существующая система создания мобилизационных запасов и поддержания мобилизационных мощностей промышленности, созданная в предшествующие десятилетия, перестала удовлетворять военным потребностям и реальным возможностям России. Правительству РФ и предприятиям различных форм собственности стало накладно постоянно содержать мобилизационные мощности. Их содержание обходится слишком дорого, увеличивает в виде дополнительных накладных расходов стоимость основной продукции, ложится тяжким бременем на федеральный бюджет. При всем этом система поддержания мобилизационных мощностей продолжает оставаться неэффективной. Сохраняемые предприятиями мобилизационные мощности рассчитаны по устаревшим потребностям, превосходят реальные возможности, финансируются из бюджета лишь на четверть от потребности. В ходе проведения военной реформы в свете ВТП необходимо критически пересмотреть действующие механизмы поддержания мобилизационных мощностей и создания мобилизационных запасов.

Решить эту проблему можно исходя из прогнозирования характера военных опасностей и угроз, новых форм разрешения конфликтов, в том числе с использованием силовых методов, реальных возможностей экономики и опираясь на мировой опыт. В решении этой проблемы, как ни в какой другой, требуется новое мышление, глубокий анализ и четкий расчет. Конкретные вопросы поддержания мобилизационных мощностей и создания мобилизационных запасов не требуют открытого обсуждения, но очевидно, что в интересах страны необходимо более эффективно использовать отдельные структурные подразделения государственных предприятий, по которым отпала надобность в организации и проведении работ мобилизационного характера; использовать мобмощности для производства гражданской продукции с освоением технологий двойного назначения; создать на базе невостребованных мобилизационных мощностей мелкосерийное производство рискованной наукоемкой продукции гражданского назначения; создать заинтересованность коммерческих структур в привлечении инвестиций для решения указанных проблем. Утилизация военно-технических средств и имущества Проведение военной реформы, осуществляемое сокращение ВС России, выполнение договорных обязательств по сокращению ВВТ, вывод из штатов боевых частей войск и сил флота морально и технически устаревших образцов приводят к необходимости усиления внимания, к проблемам ликвидации и утилизации ВВТ и другого военного имущества. Отслужившие свой срок и скопившиеся в стране ВВТ, в результате проводимых сокращений Вооруженных сил, создают ситуацию, грозящую экологической катастрофой. Достаточно упомянуть о более 150 атомных подводных лодках, ждущих утилизацни уже который год, о ржавеющих кораблях, о многих тоннах химического оружия, которое Россия обязана уничтожить, о горах обычных вооружений и военной техники, снятых с вооружения и устаревших морально и физически, а также вооружений, требующих ликвидации в соответствии с международными соглашениями. Утилизация ВТС включает использование высвобождаемых Министерством обороны образцов ВТС в народнохозяйственных целях, доработку образцов ВТС под системы народнохозяйственного назначения, переработку образцов ВТС в товары народнохозяйственного потребления, превращение в сырье ряда материалов для последующего использования в промышленности, использование ряда снимаемых с вооружения образцов для внутренних нужд Вооруженных Сил для испытания нового оружия, в качестве ЗИП и пр. Подлежащие утилизации в период до 2000 г.

Китай уже использует ИИ для ведения военных игр в возможном будущем конфликте из-за Тайваня. Пекин планирует использовать искусственный интеллект в сочетании с кибероружием, средствами радиоэлектронной борьбы и робототехникой, чтобы повысить вероятность успеха своего военно-морского десанта на Тайвань. Он вкладывает огромные средства в системы с военным ИИ для отслеживания подводных и надводных боевых кораблей ВМС США, в разработку возможности осуществления групповых атак с помощью недорогих самолётов крупносерийного производства. Соединённым Штатам без возможностей искусственного интеллекта будет гораздо сложнее помочь Тайваню отразить вторжение. В противовес такого рода тенденциям США создали Национальную целевую группу по исследованиям в области искусственного интеллекта. Она должна способствовать продвижению инноваций в этой области. САС пахнет смертью Безмерное увлечение искусственным интеллектом чревато рисками. Аналитики, разработчики, эксперты разных стран излагают свои опасения. Поспешность в разработке ИИ может привести к алгоритмическим сбоям, к серьёзным авариям с жертвами среди гражданского населения во время войны. Включение машинного интеллекта в управление и контроль ядерных объектов может повысить вероятность ядерных аварий.

Примеры сбоев ИИ, хотя и значительно меньших масштабов, уже есть. Автоматизированная система зенитно-ракетного комплекса Patriot ошибочно идентифицировала самолёт США как вражеский, а операторы не исправили ошибку, что привело к гибели от «дружественного огня» пилота F-18. Исследования показывают: чем более требовательная к когнитивным способностям людей и более стрессовая ситуация, тем больше вероятность того, что люди будут полагаться на «суждения» ИИ. Это означает, что на поле боя, где многие военные системы автоматизированы, количество таких несчастных случаев может увеличиться. Алгоритмы ИИ обучены работать только в определённых обстоятельствах. Если им будет поручено запустить ракеты или задействовать системы ПВО в условиях, выходящих за рамки их нормальных рабочих параметров, системы ИИ могут выйти из строя и нанести непреднамеренные удары. Даже самые надёжные машины с искусственным интеллектом вряд ли когда-либо получат возможность осуществлять ядерные атаки, но они могут давать рекомендации политикам, применять или нет оружие в ответ на сигналы от систем раннего предупреждения. И если ИИ даст зелёный свет, то солдаты, контролирующие эти машины, не всегда будут в состоянии должным образом изучить выдаваемые ими данные и перепроверить машины на наличие потенциальных ошибок во входных данных, особенно в стремительно развивающейся ситуации. Правозащитники выступают за запрет применения искусственного интеллекта в некоторых военных разработках. Такое инновационное оружие получило название смертоносных автономных систем вооружений САС.

Запретить призывают боевых роботов с искусственным интеллектом в условиях войны. САС - это тип военных систем, способных без участия человека находить и поражать цели на основе библиотеки образов, заложенных в базе. Опасность в том, что система может без команды человека оператора применить оружие. Сегодня ИИ в военном секторе не принимает такие решения самостоятельно. Система может обнаружить и распознать вероятную цель и предложить варианты оператору. Однако, говорят противники ИИ, проверить, действительно ли аппарат работал не автономно, практически невозможно. Как поведут себя такие системы, если будет потеряна связь в ходе боевых действий? А это совсем не исключено. Израиль уже производил одно время дроны-камикадзе, способные атаковать противника самостоятельно, без участия оператора. Затем производитель под давлением организаций под эгидой ООН изменил модель управления этими беспилотниками.

Оборонный заказ и военно-техническая политика государства

В настоящее время прорабатывается новая Концепция, закладывающая фундамент для развития вооруженных сил до 2030-2033 гг. Пока речь идет только о проекте документа, но уже весной его завершат и утвердят, а к началу 2021 г. будет подготовлен полный пакет планов. Ключевой документ программно-целевого планирования развития системы вооружения Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) – государственная программа вооружения (ГПВ), которая представляет собой долгосрочный плановый документ, содержащий. Возникает необходимость разработки моделей и методик, позволяющих получать качественно-количественные оценки эффективности разрабатываемых, существующих и модернизируемых образцов ВВСТ с установлением их роли и места в системах вооружения войск (сил). В 2018 году была принята следующая программа ГПВ-2027 на 20 трлн рублей, ориентированная в первую очередь на развитие ядерного оружия (межконтинентальные баллистические ракеты «Сармат» и «Рубеж»). В наибольшей степени указанным выше задачам отвечала система программно-целевого планирования вооружения и военной техники. Сущность системы программно-целевого планирования ВиВТ зиждилась на трех основополагающих принципах. По состоянию на конец марта этого года, согласованы единые методические материалы для формирования основных подходов к целям и задачам как новой госпрограммы вооружений, так и новой редакции госпрограммы развития оборонно-промышленного комплекса.

Программы перевооружения РФ – планы которые так и не довели до окончания.

При разработке «Основных направлений…» и «Программ вооружений» используется «Программно-целевой метод» системно ориентированный метод , позволяющий каждому образцу вооружения «найти свое место» в конструктивно-подобных, функционально-технических и организационно-технических структурах ВС. В США после окончания войны во Вьетнаме в 1973 г. Истоки этого процесса прослеживались и до 1973 г. Его начало связывают с первым президентом США Д. Вашингтоном 1732-1799 гг. С 1947 г. Для эффективного решения задач в этой области созданы: -Управление перспективных исследовательских проектов в области обороны — «Defence Advanced Research Projects Agency» ДАРПА , основной задачей которого стали поиск и внедрение научных и технологических достижений; -два «контура управления», непосредственно замкнутые на высшие органы исполнительной Президент и законодательной Конгресс власти. Первый контур обеспечивает набор в ВС необходимого количества военнослужащих для боевой деятельности, гражданских служащих для выполнения вспомогательных работ, организует профессиональную подготовку, боевую работу, боевое управление, то есть в целом обеспечивает боеготовность и боеспособность ВС. Второй контур обеспечивает рациональное управление развитием вооружений, их закупками для вооруженных сил. Использование термина «контуры управления» отражает тот факт, что реорганизации военной компоненты национальной безопасности США предшествовала ее глубокая научная проработка в ведущих исследовательских центрах при общей координации работ со стороны ДАРПА.

Концепция определяет приоритетные направления развития системы вооружения СВ, такие как создание единой автоматизированной системы разведывательно-информационного обеспечения войск во всех звеньях управления; разработка и создание различных видов высокоточного оружия, роботизированных систем и комплексов, беспилотных летательных аппаратов, а также других комплектов оборудования, обеспечивающих применение образцов вооружения в режиме дистанционного управления. Кроме того, документ предусматривает создание боевой экипировки с элементами интеллектуальных систем, позволяющей максимально реализовать возможности военнослужащих различных специальностей; малогабаритных и сверхмалых средств вооруженной борьбы на основе микроминиатюризации и нанотехнологий, особенно для решения задач разведки и боевого управления; повышение живучести боевых и обеспечивающих машин, выполнение требований по их эргономике и обитаемости.

Утверждается закрытым указом президента РФ. ГПВ не публикуется, в открытых источниках появляются только самые общие положения о ее целях, объемах затрат и исполнении. История В СССР, несмотря на плановую экономику, последовательной системы составления и реализации программ вооружения не существовало. Например, не были реализованы довоенные и послевоенные программы строительства "Большого флота" 1938-1947 и 1946-1955 годы. Первая комплексная советская программа перевооружения была принята на 1976-1986 годах, однако фактически не соблюдалась: поправки в нее вносились ежегодно по спискам "приоритетных работ". Ее абсолютные показатели не раскрывались.

Из-за сильно завышенного прогноза по развитию экономики ее выполнение было сорвано уже в 1997 году. ГПВ-2010 Вторая программа была утверждена президентом Владимиром Путиным в начале 2002 года на период 2001-2010 годов. Правительство выделило только 2,5 трлн рублей, а высокий уровень инфляции и увеличение стоимости образцов оружия также не позволили реализовать основные параметры программы. ГПВ-2015 Недостатки ГПВ-2010 потребовали в 2005 году запустить работу по составлению новой программы, на период 2007-2015 годов. Она была утверждена в октябре 2006 года. Объем выделенных средств составил 4 трлн 939 млрд рублей.

Концепция определяет приоритетные направления развития системы вооружения СВ, такие как создание единой автоматизированной системы разведывательно-информационного обеспечения войск во всех звеньях управления; разработка и создание различных видов высокоточного оружия, роботизированных систем и комплексов, беспилотных летательных аппаратов, а также других комплектов оборудования, обеспечивающих применение образцов вооружения в режиме дистанционного управления. Кроме того, документ предусматривает создание боевой экипировки с элементами интеллектуальных систем, позволяющей максимально реализовать возможности военнослужащих различных специальностей; малогабаритных и сверхмалых средств вооруженной борьбы на основе микроминиатюризации и нанотехнологий, особенно для решения задач разведки и боевого управления; повышение живучести боевых и обеспечивающих машин, выполнение требований по их эргономике и обитаемости.

2. Основные направления развития средств вооруженной борьбы.

Военная автомобильная техника — это, по сути, автомобильная техника, созданная по тактико-техническим требованиям МО РФ, используемая под монтаж, буксировку комплексов различных видов оружия и средств , обеспечивающих ее применение. Шевченко и др.

А зарубежные заказчики проявляют к нашим дронам большой интерес. Большинство новинок в этой отрасли — небольшие БПЛА в формате квадро- и мультикоптеров. Также в экспозицию впервые вошли модели FPV дронов-камикадзе. По словам разработчиков, "умный" беспилотник не пропустит даже замаскированный или деформированный объект. Это должно значительно снизить нагрузку на оператора.

Также БПЛА оснащен модулем для сброса управляемого боеприпаса, который можно скинуть и продолжить управление, чтобы корректировать полет снаряда до самой цели. Полетное время аппарата — 60 минут, максимальная дальность достигает 30 километров. К тому же дрон работает на нестандартных частотах, что делает его неуязвимым перед средствами радиоэлектронной борьбы РЭБ противника. Еще одной премьерой "Армии-2023" стал складной дрон-разведчик "Гром". Как отмечают разработчики, беспилотник складывается буквально в несколько движений и без труда помещается в рюкзак. Причем на его сборку уходит всего пять минут. Вес БПЛА без боевой части достигает четырех килограммов.

Длительность непрерывного полета — до 40 минут. Аппарат оснащен видеокамерой, тепловизионной камерой и ретрансляторами — за свою эффективность он даже получил название "летающий бинокль". Дальность видеопередачи достигает 20 километров.

Именно эти подходы, помноженные на новую техническую мощь, способны сформировать новое качество Российской Армии. Система государственного руководства должна быть единой и обеспечивать эффективное управление страной и Вооруженными Силами России в мирное и военное время. Военная организация государства должна развиваться как самодостаточная система, способная решать весь спектр задач военно-политической безопасности России. Общество и государство обязаны осознать, что за безопасность нужно платить столько, сколько надо, так как структуры национальной безопасности, и самая мощная и дорогая из них - Армия, не "паразитируют" на "теле экономики", а вырабатывают тот единственный, не определяемый рыночной экономикой, но имеющий рыночную стоимость, продукт - Безопасность, которая только одна и способна дать шанс развитию всех сфер национального бытия и без чего невозможно никакое позитивное развитие и Государства, и Общества. Армия должна заниматься исключительно своим прямым делом, то есть - в мирное время - учиться воевать, а в военное время - воевать успешно, и как войска - должна быть однозначно выведена из "рынка" и не являться его субъектом. Модернизацию всей силовой сферы России и ее основных структур должно осуществлять государство в лице Президента-Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России и специально уполномоченного государственного органа, которым не может быть само реформируемое министерство. Можно констатировать, что сейчас в России нет государственно-организованных финансово-экономических, интеллектуальных, нравственных, и, самое главное, кадровых ресурсов и возможностей, для проведения столь необходимой для страны, модернизации ее силовой сферы существующие ресурсы или бездарно разбазариваются, или не востребуются вовсе , как нет и государственной воли к ней. Но без ее проведения, Россия может навсегда лишиться возможности играть сколько-нибудь значимую роль в XXI веке и рискует оказаться в положении, и играть роль "прохожего в сенях" Европы и мира. Вопрос национального выживания заключается в том, как не допустить этого. Поэтому, модернизацию силовой сферы государства необходимо проводить даже в этих условиях, придав ей статус программы государственного выживания. Основы национального военного строительства Основная цель - формирование Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, способных гарантированно обеспечить военно-политическую безопасность страны в мирное и военное время, и как профессиональную государственную военную корпорацию, способную решать любой комплекс задач поставленных политическим руководством страны. Вооруженные Силы России составляют основу военно-политической безопасности страны. Они являются основным средством, позволяющим государству относительно свободно оперировать в глобальном поле достигнутых ролей и менять имеющийся статус на другой, более соответствующий новым возможностям государства и его стратегическим целям, и имеют четко выраженные внешнюю и внутреннюю функции. О внешней функции Вооруженных Сил РФ Внешняя функция Вооруженных Сил РФ - гарантированное обеспечение геостратегического суверенитета и независимости страны, а также обеспечение защиты интересов России в сфере геоэкономики. Она должна реализовываться на основе и через их интеграцию в региональные системы безопасности Европы, СНГ, и АТР, а также самодостаточность Вооруженных Сил России для решения этих задач. В целом, выполнение внешних функций Вооруженных Сил должно обеспечиваться их способностью: составом мирного времени - осуществляя стратегическое сдерживание, предотвратить агрессию, отразить ее и победить агрессора в боевом столкновении уровня военного конфликта высокой интенсивности, а также участвовать в одной-двух военных операциях в составе миротворческих сил ООН или СНГ тактического или оперативного масштабов; составом военного времени - успешно вести одну региональную войну на одном-двух стратегических направлениях в приграничных с Россией районах. Вооруженные Силы России должны быть готовы к выполнению всего спектра возникающих и новых задач. Военная доктрина РФ предусматривает вариант применения ядерного оружия первой, в условиях невозможности нанесения необходимого ущерба противнику и срыва агрессии другими способами. ВС РФ должны быть готовы к действиям в условиях угрозы ядерного нападения и, при необходимости, уметь применять ядерное оружие. Россия сохраняет свою способность к нанесению уничтожающего ядерного удара даже в ответно-встречном варианте, по любому противнику, на любом удалении, и при любой системе его противоракетной обороны. Россия сохранит эту свою способность всегда. О внутренней функции Вооруженных Сил РФ Армия должна защищать Родину от всяких врагов, то есть, обеспечивая суверенитет государства и мирную жизнь его граждан от угроз "извне", Армия должна обеспечивать их безопасность и от унижения и разорения "изнутри". По мнению русского генерала П. Краснова: "Армия должна уметь предупреждать эти болезненные вспышки; она должна иметь такое влияние на народ, чтобы одна мысль о существовании Армии - не допускала в душах и желания беспорядков". Развязанная против России война международных террористических банд в Чечне и Дагестане, а так же действия Вооруженных Сил России против этой агрессии, еще раз подтвердили существование у ее Армии внутренней функции. Вооруженные Силы России должны иметь четко прописанную и доктринально определенную внутреннюю функцию, сформулированную так, чтобы Армия не являлась угрозой демократическим основам государства. Внутренняя функция Вооруженных Сил РФ заключается - в гарантированном обеспечении внутреннего суверенитета государства, внутренней стабильности и незыблемости конституционного строя и государственного устройства России. Она должна реализовываться через безусловность их авторитета в обществе, основанного на понимании населением страны необходимости и важности решаемых ими задач, вере в их гражданскую позицию, надежность и честное имя, а также через их подконтрольность обществу и безусловную готовность исполнения конституционно законных приказов Верховного командования. Мы считаем, что Армия - есть гарант конституционного строя России, притом, что функции Вооруженных Сил в решении задач внутренней безопасности государства должны быть строго ограничены и регламентированы конституционными нормами и законами Российской Федерации. В то же время, при крайней необходимости, когда масштаб террористических действий незаконных вооруженных формирований и бандитских сообществ будет угрожать основам российской государственности и территориальной целостности страны, они должны быть без колебания применены, так как Вооруженные Силы России могут оказаться единственной структурой, способной физически не допустить ее окончательного распада. Вопросы комплектования Вооруженных Сил России Основной принцип - Родине должны служить все, но оружие должно быть в руках лучших. Комплектование Армии является для государства и общества больным и важным вопросом, а для части политических сил и предметом непрерывных спекуляций. Сегодня общепризнанным подходом к комплектованию Армии, является применение призывного и контрактного методов, со все увеличивающейся контрактной компонентой и переходом к годичным срокам действительной воинской службы по призыву. Анализ состояния дел в этой сфере говорит о том, что государство продолжает испытывать большие трудности с комплектованием Армии, как по призыву, так и по контракту. Мы считаем, что решение этой задачи возможно при изменении подходов государства и взглядов общества на существо обязанностей своих граждан. Представляется, что подходы к несению государственной, как гражданской и воинской службы гражданами страны, в целом, должны основываться на принятии обществом, и закреплении государством в праве, следующих аксиом: Государство только тогда прочно, успешно и безопасно от разрушения извне и изнутри, когда оно достойно и ответственно выполняет свою социальную и оборонную функции. Государство только тогда достойно выполняет свою социальную и оборонную функции, когда все его институты, институты гражданского общества и структуры национальной экономики - осознают важность социальной и оборонной ориентации собственной деятельности, имеют соответствующую политику и практику, и руководимы разделяющими эту тезу кадрами, которые, в свою очередь, способны, желают и, на своем уровне, умеют решать социальные и оборонные проблемы, проблемы безопасности. Проведение подобной политики всеми субъектами национального социума предполагает: во-первых, введение в программы обучения, образования и профессиональной подготовки соответствующих социализирующих программ и курсов обучения, дающих адекватную гражданскую социализацию своим слушателям студентам, ученикам и т. Это значит, что необходимо закрепить в Конституции и точно выполнять пункт - "об обязательном исполнении всеми гражданами России своего конституционного долга служению России в составе органов структур государственной гражданской службы или государственной военной службы". Это так же означает, что термин "альтернативная служба" должен быть законодательно, в том числе и в Конституции РФ, изменен на термин - "гражданская государственная служба", с одновременным изменением содержания этого понятия. Введение обязательной гражданской государственной службы должно привести к тому, что служба государству станет обязательной для всех граждан России. Таким образом, реальное единство прав и обязанностей граждан будет конституировано, а значит, восторжествует принцип - государству обязаны служить все его граждане. Демократические принципы "свободы выбора" будут реализованы в праве каждого гражданина страны - добровольно и сознательно выбрать - где он лично будет служить Отечеству - в Армии, в течение относительно короткого срока, или на гражданской государственной службе, в течение гораздо большего времени, в том числе и на нестроевых должностях в самой армии, и в системе государственных общественно необходимых работ. Важным должно являться то обстоятельство, что только государственная военная или гражданская служба станет обязательной основой любой карьеры и в любой отрасли деятельности граждан. Сам призыв на государственную военную, и гражданскую государственную службы должен носить перманентный непрерывный характер, так как он должен охватывать практически все население страны, достигшее девятнадцати лет и старше до тридцати лет , притом, что все частности должны будут оговариваться специальным федеральным законом. Вся гражданская государственная служба, как и вся экономика страны, должна иметь точно сформулированный военный мобилизационный аспект.

Это целая машина для разминирования, созданная на базе мини-погрузчика. Она обезвреживает противопехотные мины и управляется дистанционно, что значительно снижает риски для саперов. Первую партию таких роботов уже направили нашим военным в новые регионы. Поделиться Робот-сапер "Шмель" и комплекс "Пенициллин" показали на форуме "Армия-2023" Робот-сапер "Шмель" и комплекс "Пенициллин" показали на форуме "Армия-2023" Также компания Ростех представила новейший комплекс разведки "Пенициллин". Алгоритм его работы таков: система фиксирует тепловые и звуковые сигналы от выстрелов противника, после чего выдает точные координаты его местоположения. Высокоточная винтовка "Астарта" и новый "Калашников" На полях "Армии-2023" впервые представили новейшую снайперскую винтовку "Астарта". По совокупности характеристик ее называют "убийцей" известной винтовки Barrett производства США. Заместитель управляющего директора АО "КБП" Виталий Булгаков отметил, что новая российская винтовка на испытаниях продемонстрировала уникальную точность. Американская винтовка Barrett показала на испытаниях среднюю группу попадания в 6 см. То есть мы в разы превзошли американцев", — рассказал он. На Западе аналогичные винтовки классифицируют как антиматериальные — они способны уничтожать материальные средства противника, в частности бронемашины. Другую новинку представил концерн "Калашников". Оружие отличается улучшенной эргономикой, адаптацией к всесуточному применению, а также повышенной точностью и кучностью стрельбы. На одной из площадок были представлены модернизированный боевой вертолет Ми-28НМ и обновленный разведывательно-ударный Ка-52М. Они несут на подвесках управляемые авиационные ракеты "Вихрь-1" и ракеты класса "воздух — поверхность", известные под именем "Изделие-305".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий