Какие требования 9 января 1905 года выдвигали рабочие содержащиеся в петиции

Петербурга от9 января 1905 исторический документ, ходатайство или заявление, с которым работники Санкт - Петербурга, под руководством священника Георгий Gapone, пошел в дом Николая II на Красной воскресенье, 9 января 1905. Петиция в 1905 году была подана императору Николаю II и включала в себя множество требований, в том числе свободу слова, свободу собраний и участие населения в принятии решений. расстрел мирной демонстрации рабочих царскими войсками, но кто спровоцировал это событие, с этом вопросом не все так очевидно. Вот такие невыносимые условия жизни и вынуждали рабочих подниматься на отстаивание своих элементарных прав. В январе 1905 года на стачку поднялись рабочие Путиловского завода, которые требовали от хозяев элементарных условий для работы.

События и мифы

Гапон предложил рабочим составить петицию для императора. Он известил власти, что планируется массовое шествие к Зимнему дворцу с целью вручить эту петицию. В ней предлагалось создать Учредительное собрание путём проведения всеобщих выборов. Забастовщики в ответ выдвинули более широкие требования, включая 8-часовой рабочий день, отмену сверхурочных работ, повышение платы чернорабочим, улучшение санитарного обеспечения и др. 22(9) января 1905 г. – Расстрел царскими войсками мирной демонстрации рабочих в Петербурге. Начало первой русской революции (1905 – 1907 гг.). 25 января 1935 г. – Умер В.В. Куйбышев, верный соратник Ленина и Сталина, член Политбюро ЦК ВКП (б). Родился в 1898 г. Расстрел мирного шествия к царю 9 января 1905 года вошёл в историю как Кровавое воскресенье. вывести массы трудящихся в воскресенье 9 января на демонстрацию, прийти к Зимнему дворцу и вручить Николаю II петицию с рабочими требованиями.

«Мы обнищали, нас угнетают»: воскресенье, о котором не хотят вспоминать

В петиции рабочих, которую они несли 9 января 1905 г. царю, содержались требования. В петиции рабочих, которую они несли 9 января 1905 г. царю, содержались требования. 9 января 1905 года в Петербурге погибли мирные рабочие, которых к императору вел священник Гапон. Событие, которое произошло 113 лет назад, вспоминать в современной России не принято. Речь идёт о трагических воскресных событиях 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге, в результате которых погибли и были ранены сотни безвинных людей.

Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II

Политические требования включали в себя: немедленное освобождение и возвращение всех совершивших преступления и находившихся в заключении революционеров, немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести, равенства перед законом всех без исключения, отделение церкви от государства. Выдвигалось требование создания органа народного представительства — парламента. Но мирная демонстрация была расстреляна События 9 22 января 1905 года, больше известные как Кровавое воскресенье — один из ключевых моментов в истории России, послуживший толчком к Революции 1917 года.

Взгляд через столетие» [1]. День 9 22 января стал первым советским праздником. Кременецкий напечатала постановление Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов: «1 Предложить Совету Народных Комиссаров объявить день 9-го января национальным праздником Рабочей и Крестьянской России» [2]. После завершения гражданской войны была проведена работа по созданию советской версии истории событий 1905 г. Советская версия происхождения петиции петербургских рабочих восходит к статье А. Шилова, опубликованной в 1925 г.

Шилов довольно откровенно писал, каким образом он восполнил отсутствие архивных данных о происхождении петиции. Шилову по интересующему его вопросу. Эти воспоминания воспроизводили сюжетную линию «Истории моей жизни» Гапо-на в русском переводе и других опубликованных к тому времени воспоминаний. В развитие положений А. Шилова была напечатана статья Р. Ганелина [4]. Перрисом и Д. Соски-сом [5].

Анализ сообщений, современных событиям газет, позволяет пересмотреть существующие представления о появлении петиции. Впервые слово «петиция» при описании событий в Петербурге появилось в сообщении французского агентства Гавас из Петербурга от 4 17 января 1905 г. На следующий день корреспондент «Дейли Телеграф» Эмиль Диллон сообщил о намерении священника Гапона подать политическую петицию лично царю одновременно с массовым шествием к Зимнему дворцу в воскресенье 9 22 января, а не просто отправить письмо-прошение передать петицию директору завода [7]. В тот же день корреспондент Рейтер Ги Берингер в конспективной форме передал основное содержание петиции и сообщил, что она состоит из трех частей и включает полный набор политических требований либералов и социалистов [8]. В пятницу 7 20 января «Дейли Экспресс» напечатала, что под петицией с требованием экономических и политических реформ собрано семь тысяч подписей рабочих оборонных заводов [9]. Парижские газеты не написали ни кому петиция предназначена, ни как ее собираются вручать [10]. В субботу 8 21 января «Дейли Телеграф» и «Стандард» напечатали интервью с Гапоном, в котором опять идет речь о политической петиции с требованием конституции и созыва Учредительного собрания [11]. В тот же день агентство «Рейтер» передало расширенный текст петиции.

Сообщение помечено пятницей, вечером, поясняется, что в субботу будут собирать подписи, а в воскресенье эту петицию подадут царю. Петиция заканчивается следующей фразой: «Если наши жизни послужат холокостом страдающей России, мы не пожалеем об этой жертве, но принесем ее добровольно» [12]. В субботу 8 21 января корреспондент «Журналь» Робер Гайар передал, что в течение всего дня подписывались петиции с требованиями политических свобод. У Гайара петиции указаны во множественном числе [13]. Что касается русских газет, то петербургские газеты не выходили целую неделю и ничего не писали о петиции. Многие провинциальные газеты имели корреспондентов в столице и печатали все важные столичные новости. Корреспондент «Русских Ведомостей» в субботу 8 21 января сообщал из Петербурга подробности о забастовке. Это сообщение не выходит за пределы того, что уже писали петербургские и московские газеты о требованиях рабочих Путиловского завода.

Ни о петиции-прошении, ни о готовящемся шествии рабочих корреспонденту ничего не было известно [14]. Консервативная московская газета «Московские Ведомости» не придавала особого значения событиям в Петербурге. Вот новости из Петербурга в газете «Московские Ве- 78 О происхождении «Петиции петербургских рабочих» 9 22 января 1905 г. Сегодня на 69 году жизни скончался известный драматический писатель Димитрий Васильевич Аверкиев, автор Каширской Старины и многих других исторических пьес. Петербург, 9 января. Сегодня, кроме Правительственного Вестника, ни одной газеты не вышло» [15]. В понедельник 10 23 января «Дейли Телеграф» опубликовала статью своего корреспондента в Петербурге Эмиля Диллона, помеченную субботой, ночью, с пояснением, что это отредактированный текст петиции, под которой подписались тысячи рабочих. Неподписанный экземпляр этой петиции в пятницу переслали министру внутренних дел России [16].

Этот текст почти без изменений воспроизведен в выходившем в Лондоне органе общества друзей русской свободы - Фри Раша [17]. Отличие только в последней фразе, которая скомпонована из текста Ги Бе-рингера Рейтер [18] и Эмиля Диллона [19]. В последней фразе петиции Диллон использует слово sacrifice, которое Фри Раша заменила на holocaust.

Вскоре она приняла массовый характер, к ней начали примыкать рабочие других предприятий. Автором документа был священник Григорий Гапон , который поддерживал рабочее движение в стране. Мы, рабочие и жители Санкт-Петербурга разных сословий, наши жёны, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают всё дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся.

У нас нет больше царя. Река крови протекла сегодня между ним и русским народом. Пора русским рабочим без него начать борьбу за народную свободу. Благословляю вас на сегодня. Завтра я буду среди вас». Около 3 часов в квартиру вернулся Горький и сел писать обращение к обществу. В обращении говорилось о депутации, ходившей 8 января к министру внутренних дел, и о событиях 9 января, свидетелем которых стал писатель. В заключение Горький обвинял министра внутренних дел П. Святополк-Мирского и царя Николая II в предумышленном убийстве мирных людей и призывал всех граждан России «к немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием». Вечером в здании Вольно-экономического общества собралась демократическая интеллигенция. Обсуждались события дня и вопрос о роли интеллигенции. Произносились шумные речи о необходимости присоединиться к рабочим в их борьбе. Кем-то было выдвинуто предложение собирать деньги на вооружение рабочих; для обсуждения этого вопроса было избрано бюро из 4 человек. Затем собранием было принято «Обращение к офицерам русского войска, не принимавшим участия в бойне 9 января». Офицеров призывали отказаться от поддержки самодержавного режима и перейти на сторону восставшего народа. Обсуждались также вопросы о денежных сборах в пользу забастовщиков и семей пострадавших, организации публичных митингов и составлении воззваний. Вечером на собрание прибыли Максим Горький и переодетый рабочим Гапон. Горький сообщил собравшимся, что Гапон жив, и зачитал его послание к рабочим. Затем на трибуну взошёл Гапон. В короткой речи он призвал собравшихся добыть оружие для рабочих и с оружием в руках продолжать начатую борьбу. После отъезда Гапона и Горького собрание продолжалось, а в 12 часу ночи было разогнано ротой солдат. Дальнейшие действия правительства Вечером 9 января у министра внутренних дел П. Святополк-Мирского состоялось правительственное совещание. Собравшиеся были взволнованы произошедшими событиями. Министр поставил перед градоначальником И. Фуллоном вопрос, кем было отдано распоряжение о стрельбе. Градоначальник сбивчиво объяснил, что был лишён возможности распоряжаться, так как власть в городе фактически перешла в руки военных. Фуллон передал министру прошение об отставке, заявив, что после всего случившегося не считает возможным оставаться на своём посту. Товарищ министра внутренних дел П. Дурново высказал мысль, что не следовало вызывать в город пехотные части, так как толпа была не вооружена и во многих случаях её можно было разогнать нагайками. На это начальник штаба войск гвардии генерал Н. Мешетич отвечал, что выбор родов войск был осуществлён тщательно и с учётом всех видов оружия. Диспозиция составлялась лично им на основании данных, полученных от градоначальника. Что же касается стрельбы, то это естественное следствие вызова войск: ведь не для парада же их вызывали? Тем же вечером о событиях в Петербурге доложили Николаю II. Император был огорчён и записал в своём дневнике: «Тяжёлый день! В Петербурге произошли серьёзные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело! Было решено назначить должностное лицо, которое сосредоточило бы в своих руках военную и гражданскую власть в столице. В ведение генерал-губернатора передавались город Петербург и Петербургская губерния; ему были подчинены все гражданские учреждения и предоставлено право самостоятельно вызывать войска. В тот же день на должность генерал-губернатора был назначен бывший московский обер-полицеймейстер Д. Мысль о назначении Трепова принадлежала начальнику императорской канцелярииА. Трепов был известен своей решительностью при подавлении беспорядков и покровительством зубатовским рабочим организациям; летом 1904 года он выслал из Москвы прибывшего туда с агитационной целью священника Гапона, что также было поставлено ему в заслугу. Вступив в должность, Трепов начал принимать энергичные меры по подавлению смуты. В Петербурге были произведены массовые аресты, как в среде либеральной интеллигенции, так и среди рабочих. В частности, были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость все участники депутации, ходившей 8 января к Святополк-Мирскому с просьбой предотвратить кровопролитие. Членам депутации было предъявлено обвинение в намерении организовать «временное правительство». При обыске у одного из депутатов было найдено воззвание, содержавшее призывы к свержению самодержавия; автором воззвания оказался М. Писатель был арестован в Риге и доставлен в Петропавловскую крепость. Массовые аресты и обыски производились также среди журналистов; из редакций либеральных газет были изъяты все материалы о событиях 9 января. Газетам было запрещено сообщать о произошедших событиях что-либо, кроме официальных сообщений. Особое значение Трепов придавал разъяснительной работе в рабочей среде. Разосланные по заводам агитаторы разъясняли рабочим, что они были обмануты студентами, которые использовали их движение в политических целях. Коковцова появилось обращение к рабочим. В обращении говорилось, что беспорядки в Петербурге были вызваны «злонамеренными лицами», которые избрали рабочих орудием для выполнения своих замыслов. Рабочим предлагалось отойти от «злонамеренных лиц» и вернуться к работе, а в обмен обещалась защита от преступных посягательств. Обращение в десятках тысяч экземпляров было распространено по заводам и фабрикам Петербурга. Эта мера возымела действие, и 13 января рабочие стали возвращаться на заводы. В нём проводилась мысль, что беспорядки 9 января были вызваны подкупом со стороны военных противников России, которые хотели вызвать в ней внутреннюю междоусобицу и затруднить снабжение действующей армии. Рабочих призывали трудиться «в поте лица своего» и остерегаться ложных советников. Ещё одной инициативой Трепова стала организация рабочей депутации к царю. Трепов был уверен в необходимости личного воздействия императора на рабочих с целью внести успокоение в их среду. Эту мысль он настойчиво внушал Николаю II, и царь согласился с его доводами. Депутация была организована чисто полицейскими методами. К Трепову были вызваны фабриканты, которых обязали представить список рабочих из наиболее благонадёжных — по одному от каждого завода, а от Путиловского — два. Из составленного таким образом списка лично Треповым было выбрано 34 человека, составивших депутацию. Здесь им объяснили цель их привоза, научили, как себя вести, и представили Николаю II. Император поздоровался с каждым из рабочих и прочёл по бумажке заготовленную речь. Затем депутатов отвели в церковь и накормили обедом. Меню: щи, разварная рыба, куры, 4 бутылки водки и 20 бутылок пива, чай со сливками. За обедом депутатам раздали по листку с царской речью, а затем отвезли обратно на вокзал. Речь императора в черновом варианте была составлена Треповым. В ней говорилось, что рабочие были введены в заблуждение «изменниками и врагами родины», которые поднимали их на бунт против царя и правительства. Царь предупреждал, что стачки и мятежные сборища и впредь будут подавляться вооружённой силой, а это неизбежно вызывает и неповинные жертвы. Царь обещал принять необходимые меры к улучшению жизни рабочих, но призывал их иметь терпение и считаться с интересами предпринимателей. В конце своей речи царь говорил: «Я верю в честные чувства рабочих людей и в непоколебимую преданность их Мне, а потому прощаю им вину их». Император и императрица назначили из собственных средств 50 тысяч рублей для оказания помощи членам семей убитых и раненых 9 января. Речь императора была напечатана в правительственных газетах и вызвала негативную реакцию в обществе. Некоторые раненые отказывались принимать денежную помощь, называя её «ценой за кровь». В результате событий «Кровавого воскресенья» Николай II не появлялся на публике до торжеств в честь трёхсотлетия дома Романовых в 1913 году. Реакция общества Активизировалась как либеральная оппозиция, так и революционные организации; началась Первая русская революция. Резко вверх пошла кривая забастовочного движения: в январе 1905 г. Общее количество бастующих в январе-феврале 1905 года примерно на 200 тыс. Реакция российских рабочих была географически очень неравномерной: относительно сдержанной в Центральной России, намного более значительной на национальных окраинах. Общие забастовки прошли в Прибалтике в Ревеле, Вильне и Белостоке ; схожая картина забастовок, демонстраций, баррикад и военных столкновений наблюдалась в Тифлисе, откуда «беспорядки» перекинулись на всю Грузию. Струве поместил в нём статью «Палач народа», в которой писал: «Народ шёл к нему, народ ждал его.

Войти на сайт

Подписевшие петицию требовали также принять участие в формировании основного законодательного органа страны. Однако, петиция не принесла немедленных изменений. Режим отклонил требования подписавшихся, отказавшись от реформ и предложив только малозначительные изменения. В ответ на это, политические противники правительства организовали всеобщую забастовку, которая парализовала жизнь в городах и привела к хаосу в стране. Таким образом, подача петиции в 1905 году стала одним из первых шагов в направлении политических и социальных изменений в России. Несмотря на то, что петиция не привела к немедленным результатам, она вдохновила людей на борьбу за свои права и стала началом революционного процесса, который привел к созданию и провозглашению Большевистской партии и последующим событиям 1917 года. Подача петиции в 1905 году: итоги Подача петиции в 1905 году была важным событием в истории России. Она явилась проявлением несогласия и народного гнева по отношению к правительству и всей политической системе того времени. Петиция была представлена Николаем II, последним царем Российской империи, в ответ на массовые протесты и требования народа.

Чтение, надо сказать, не для слабонервных. Одной из главных приманок точнее, лозунгов.

Каким же он был до революции? На фабриках и заводах с посменной работой естественным и самым распространенным был 12-часовой рабочий день… На более мелких кустарных заводишках, где не было посменной работы, хозяева эксплуатировали рабочих кто во что горазд. Так, по данным исследователя Янжула, изучавшего Московскую губернию, на 55 из обследованных фабрик рабочий день был 12 часов, на 48 — от 12 до 13 часов, на 34 — от 13 до 14 часов, на 9 — от 14 до 15 часов, на двух — 15,5 часов и на трех — 18 часов. Рославля, например, встают в час пополуночи и работают до 6 часов утра. Затем дается полчаса на завтрак, и работа продолжается до 12 часов. После получасового перерыва для обеда работа возобновляется до 11 часов ночи. В среднем по всем обследованным производствам продолжительность рабочей недели составляла 74 часа тогда как в Англии и в Америке в то время она была 60 часов. Никакого законодательного регулирования продолжительности рабочего дня не существовало — все зависело от того, насколько жажда наживы хозяина перевешивала его совесть… Теперь о заработной плате… В 1900 году фабричная инспекция собрала статистику средних зарплат по отраслям. В машиностроительном производстве и металлургии рабочие получали в среднем 342 рубля в год. Стало быть, в месяц это выходит 28,5 рублей.

Но, обратившись к легкой промышленности, мы видим уже несколько иную картину. Так, обработка хлопка прядильные и ткацкие мануфактуры — 180 рублей в год или 15 в месяц. Обработка льна — 140 рублей в год, или 12 в месяц. Убийственное химическое производство, рабочие на котором до старости не доживали, — 260 рублей в год, или 22 в месяц. По всей обследованной промышленности средняя зарплата составляла 215 рублей в год 18 в месяц. При этом платили неравномерно. Так что в среднем по промышленности мужчина зарабатывал 20 рублей в месяц, женщина — 12, а ребенок — около семи. Повторяем — это средний заработок. Были больше, бывали и меньше. Теперь немножко о ценах.

Если рабочие питались артелью, то на еду уходило самое меньшее 6—7 рублей в месяц на человека, если поодиночке — более семи. Одиночка при среднем заработке мог прожить, но ведь любому человеку свойственно стремиться создать семью — и как прикажете ее кормить на такой заработок? Поневоле дети рабочих с 7—10 лет тоже шли работать. Причем женщины и дети составляли категорию самых низкооплачиваемых рабочих, оттого-то потеря кормильца была уже не горем, а трагедией для всей семьи. Хуже смерти была только инвалидность, когда отец работать не может, а кормить его надо. Да, кстати, еще штрафы мы забыли! Как вы думаете, за что штрафовали? Во-первых, естественно, за опоздание. Завод Мартына Харьковский округ : за опоздание на 15 минут вычитается четверть дневного заработка, на 20 минут и более — весь дневной заработок. На писчебумажной фабрике Панченко за час опоздания вычитается как за два дня работы.

Но это как бы строго, однако понятно. А как вы думаете, за что еще штрафовали? Фабрика Пешкова: штраф в один рубль, если рабочий выйдет за ворота в нерабочее время, ибо выход за ворота фабрики был вообще запрещен! Другие примеры: 3 рубля за употребление неприличных слов, 15 копеек за нехождение в церковь в единственный выходной, когда можно поспать! А еще штрафовали за перелезание через фабричный забор, за охоту в лесу, за то, что соберутся вместе несколько человек, что недостаточно деликатно рабочий поздоровался и пр. Надо ли объяснять, как администрация старалась и как преуспевала в самых разнообразных придирках? Об охране труда в то время говорить вообще почти не приходилось — это относилось всецело на христианское чувство хозяина… В Царстве Польском по части условий труда было, пожалуй, самое лучшее положение в Российской империи. И вот что пишет фабричный инспектор Харьковского и Варшавского округов Святловский, который лично осмотрел 1500! Так, сушильни на махорочных фабриках таковы, что даже привычного рабочего, который пробыл там 15 минут, иной раз вытаскивали в глубоком обмороке. Да, кстати, химические заводы — вот где были настоящие фабрики смерти.

Эти газы, пары и пыль не только вредят рабочим, причиняя более или менее тяжкие болезни от раздражения дыхательных путей и соединительной оболочки глаз и влияя на пищеварительные пути и зубы, но и прямо их отравляют… На зеркальных мелких заводах рабочие страдают от отравления ртутными парами. Фабрики тогдашние мало походили на нынешние, где, даже если есть проблемы с вентиляцией, то, по крайней мере, достаточно самого воздуха. Но исследователи условий труда на кустарных и полукустарных производствах, таких как табачные, спичечные фабрики и пр. Получалось иной раз половина, а иной раз и треть кубической сажени сажень — около 2 метров, соответственно, кубическая сажень — около 8 кубометров. При этом единственной вентиляцией зачастую служила открытая дверь и форточка в окне, которую рабочие закрывали по причине сквозняков. Ну, а теперь дадим слово самим фабричным инспекторам. Вот все о тех же несчастных рогожниках более половины работающих — дети! Из 1080 фабрик Московской губернии периодическое! В паточном отделении рабочий все время стоит в патоке босиком, при чем малейшая ссадина или царапина разъедается, и дело доходит до флегмонозных воспалений. Но, может быть, за двадцать лет что-нибудь изменилось?

Мы снова на сахарном заводе, и снова слово фабричному инспектору.

Совершить это было решено с помощью всеобщей смуты, которая должна была начаться с провокации. Главной движущей легальной силой этой провокации должно было стать «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», во главе которого стоял иерей Г. Он пользовался неизменной поддержкой митрополита Антония Вадковского , весьма близкого к С. Объективный анализ событий как самого 9 января, так и предшествующих ему, приводит к выводу, что, помимо революционных группировок и их заграничных спонсоров, в подобном сценарии были заинтересованы и влиятельные силы петербургских верхов. Прежде всего это касается С.

Витте и П. Гапон находился в самых тесных отношениях с членом ЦК партии эсеров П. Рутенбергом, который быстро стал ближайшим советником Гапона. Завод выполнял важный оборонный заказ: изготовление специального железнодорожного транспортера для транспортировки подводных лодок на Дальний Восток. Как признавал позже сам Гапон, он выбирал для организации забастовок только те заводы, «которые выполняли весьма серьезные заказы для нужд войны». Более того, гапоновско-эсеровские провокаторы распространяли слух, что Царь сам хочет встретиться со своим народом, что он будет ждать рабочих на Дворцовой площади в 2 часа дня. Рабочие готовились к этому дню как к празднику: гладили лучшую одежду, многие собирались взять с собой детей.

Между тем, в самый канун шествия гапоновцами и эсерами была принята петиция, которая представлял собой политическую прокламацию самого радикального содержания: немедленный созыв Учредительного собрания, отделение Церкви от Государства, прекращение войны и т. Текст этой петиции решили рабочим не оглашать, во многом потому, что она была составлена не только от их имени, но и от всех «жителей города Санкт- Петербурга разных сословий». Таким образом, по замыслу Гапона и революционеров, рабочие должны были стать массовкой в преступном спектакле. Уже находясь в эмиграции, Гапон на вопрос сотрудника Охранного отделения П. Было бы ужасно, если бы этот план осуществился. Я узнал о нём гораздо позднее. Это был не мой план, но Рутенберга.

Горький был одним из членов созданного по постановлению Парижской конференции «комитета», и на его квартире, по данным полиции, накануне 9 января ежедневно происходили многолюдные совещания оппозиции. На квартиру Горького постоянно приходили посланцы Гапона; Горький бывал на митингах, устраиваемых Гапоном, и, видимо, познакомился со священником задолго до 9 января — хотя из соображений конспирации отрицал это знакомство. По свидетельству рабочих, Гапон очень уважал Горького и часто говорил своим помощникам: «Если что вам говорит Горький, слушайте его» [37]. Поначалу Гапон обратился за помощью в написании петиции к журналисту С. Стечкину, с которым он не раз имел дело прежде в связи с публикациями по рабочему вопросу. Это была та рабочая программа экономических требований, которую в ноябре Гапон показывал Богучарскому. Некий оставшийся неизвестным «представитель социал-демократов» заявил, что эта программа его партию не удовлетворяет. Он тут же написал свой проект петиции, в котором на первом месте стояло требование созыва Учредительного собрания и отсутствовал пункт о передаче земли крестьянам.

Еще одно требование, «прекращение войны по воле народа», как будто случайно совпадало с пожеланиями полковника Акаси, выраженными на конференции в Париже. Гапон на словах одобрил этот первый вариант петиции, и «Искра» позднее писала, что «знаменитая петиция… останется вечным памятником политического успеха нашей курсив в оригинале — С. Вернувшись домой утром 6 января, Гапон застал у себя на квартире Матюшенского, Богучарского и известного народника Б. В ночь на 7 января Гапон переделал петицию и превратил ее в традиционное прошение-челобитную «царю-батюшке»; при этом он исключил одиозное требование прекращения войны и вернул пункт о передаче земли народу. Но «друзья» одернули Гапона. В итоге Гапон попросил Матюшенского еще раз переделать петицию. Петиция сохранила внешний вид челобитной, но в нее был возвращен пункт о прекращении войны, а в формулировках появилась категоричность, нарушавшая прежний смиренный тон. Центральное место в петиции теперь занимали не экономические вопросы, а требование о созыве Учредительного собрания.

Филиппов свидетельствует, что «нужно было приложить не мало усилий для того, чтобы Матюшенский составил манифест-обращение, где стали фигурировать уже требования об избирательных правах и обо всех свободах, впоследствии осуществленных. Великий мастер подать смелую мысль, сам Матюшенский упорно отказывался приняться за перо… Любопытно как характеристика для оценки событий и самого Гапона, что он всячески отказывался принять текст воззвания Матюшенского и в особенности часть политическую с требованием общего характера, — выходящую за пределы рабочих интересов экономического и бытового характера. Гапон находил, что все это способно испортить дело в глазах правительства и вызовет репрессии… Но были какие-то силы которые влияли и на него, и на Матюшенского. И воззвание-манифест было переписано…» [41] Из контекста событий становится ясно, что это были за силы. Надо было, чтобы масса «крестным ходом» пришла к Зимнему дворцу, неся петицию-челобитную о созыве Учредительного собрания. Челобитная царю — это была идея, близкая сердцу простого народа, и народ, как встарь, должен был пойти к «царю-батюшке» со своими горестями. Но втайне от народа нужно было сделать так, чтобы «челобитная» была не только неприемлемой, но и оскорбительной для царя. Под пером Матюшенского рабочие не просили царя, а требовали: «повели и поклянись исполнить» — требовали они, как будто одного слова государя было недостаточно.

Царь должен был, как несостоятельный должник перед судом, принести клятву перед толпой на площади — поклясться, что он созовет Учредительное собрание. Действительно, Николай II поначалу хотел выйти к народу и принять челобитную, но, когда ему доложили о том, что в ней написано, император изменил свое решение. Николай II распорядился передать власть в столице военным, на улицах были расклеены извещения о запрете каких-либо шествий и о возможности применения воинской силы. По городу двигались войска, занимавшие перекрестки основных магистралей. Войска должны были остановить толпы рабочих на пути к Зимнему дворцу — но они могли остановить стотысячную толпу лишь ружейными залпами. Люди, которые руководили Матюшенским, рассчитывали именно на этот исход. Я ее написал по предложению Гапона, в полной уверенности, что она объединит полусознательную массу, поведет ее к царскому дворцу, — и тут, под штыками и пулями, эта масса прозреет, увидит и определит цену тому символу, которому она поклоняется. Расчет мой оправдался в точности.

Я это видел, я ходил из отдела в отдел, читал петицию, говорил, спрашивал свою аудиторию, наблюдал и чувствовал, что они пойдут все до единого… с женами и детьми… Я толкал женщин и детей на бойню, чтобы вернее достигнуть намеченной цели. Помощник Гапона А. Карелин позднее писал, что они «хорошо знали, что рабочих расстреляют, и потому, может быть, мы брали на свою душу большой грех, но все равно уже не было тогда такой силы в мире, которая бы повернула назад. Рабочих удержать было нельзя» [44]. Настроение рабочих было чрезвычайно возбужденное. Ксенофонтов [45]. По первому слову его готово было идти на муки, на смерть, на все» [46]. В ночь на 8 января он совещался сначала с социал-демократами, а потом с эсерами.

На встрече с эсерами Гапон спрашивал, есть ли у них бомбы и оружие, и, получив утвердительный ответ, настаивал, чтобы завтра эсеры были в рядах шествия и следили за ним. Согласно договоренности, эсеры и социал-демократы должны были идти в задних рядах шествия, иметь с собой оружие и красные флаги, но до времени не выставлять их. Однако у эсеров был также свой тайный план действий. Они приставили к Гапону одного из своих боевиков, Петра Рутенберга, который должен был руководить «революцией». На последних митингах перед 9 января Рутенберг постоянно находился рядом с Гапоном, иногда «транслируя» для народа слова потерявшего голос священника. Утром в день выступления у эсеровского боевика была карта с диспозицией сил, и движение колонн производилось по этому плану. Позднее выяснилось, что у Рутенберга было также и особое задание от ЦК эсеров. Было бы ужасно, если бы этот план осуществился.

Я узнал о нем гораздо позже. Вечером 8 января в редакции газеты «Наши дни» собралось полтораста человек, ждали Гапона, но он прислал вместо себя рабочего Кузина. Либералы решили отправить делегацию для переговоров со Святополк-Мирским и Витте, причем в ее состав вошли все известные полиции члены «комитета» в том числе и Горький. Раздавались голоса о том, что надо ответственно подойти к формированию делегации, потому что «мы ведь не знаем, какую роль депутации придется сыграть» [50]. По словам профессора Брандта, некоторые из присутствующих «были уверены, что 9 января начнется настоящая русская революция, и тут же готовы были выбирать временное правительство» [51]. Позже в правительственной печати депутацию именовали не иначе как «временным правительством», подготовленным оппозицией для политических переговоров с властями. Во время встречи с Витте «временное правительство» призывало власти принять меры, чтобы избежать кровопролития, — но оно не ограничивалось призывами. Либералы настойчиво предупреждали, что если войска попытаются воспрепятствовать шествию, то «им будет оказано открытое сопротивление» [52].

Однако Витте ответил, что обсуждаемый вопрос находится вне его компетенции, а Святополк-Мирский отказался принять делегацию. Наутро колонны рабочих двинулись к центру города, впереди несли царские портреты, иконы и хоругви. Люди, одетые в праздничную одежду, как положено при «крестном ходе», шли с непокрытыми головами и пели молитвы. Полицейские, подчиняясь обычаю, стояли на обочинах тоже с непокрытыми головами. Сила традиции была такова, что два полицейских офицера по собственной инициативе пошли перед колонной, в которой находился Гапон, расчищая дорогу крестному ходу. В других колоннах революционеры не считали нужным следовать предписанному Гапоном порядку. Горький и его друзья шли с колонной Выборгского отдела; они первыми, еще до начала столкновений, стали кричать «Долой самодержавие! Горький непосредственно участвовал в этой провокации; после расстрела он сохранил этот флаг.

В колонне Невского отдела вооруженные эсеры вышли в голову колонны и, ведя толпу, сумели пробиться к Зимнему дворцу; по дороге они производили беспорядки, рвали телеграфные провода и рубили столбы. На Васильевском острове революционеры начали строить баррикаду, как только началось шествие; на баррикаде был водружен красный флаг. Очевидно, целью революционеров было в любом случае, независимо от действий полиции, спровоцировать столкновение. Хотя царя не было в городе, войска имели приказ не допускать толпу к Зимнему дворцу — символу царской власти; вторжение толпы во дворец означало бы революцию. Сначала войска пытались остановить колонны атаками кавалерии, но «народа было так много, что конница, врезаясь в толпу, терялась в ней, ибо толпа тотчас же смыкалась» [53]. Рабочие, ища «правду через страдание», шли прямо на стреляющие шеренги.

Январский расстрел. Почему кровавое воскресенье уничтожило веру в царя

Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, — и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все, это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти. Но одна мера все же не может залечить наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, госудаоь, о них от лица всего трудящегося класса России. Необходимы: I. Меры против невежества и бесправия русского народа. Меры против нищеты народной.

Меры против гнета капитала над трудом. Увольнение рабочего не может 254 состояться иначе, как с постановления этой комиссии. Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе; лишь при удовлетворении их возможно освобождение нашей Родины от рабства и нищеты, возможно ее процветание, возможно рабочим организоваться для защиты своих интересов от наглой эксплуатации капиталистов и грабящего и душащего народ чиновничьего правительства. Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена, а не повелишь, не отзовешься на нашу мольбу, — мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу...

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Мы не многого просили, мы желали только того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука.

Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Но в этом нам отказали, — нам отказали в праве говорить о наших нуждах, что такого права за нами не признает закон. Незаконны также оказались наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8 в день; устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего согласия; рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до 1 руб.

Все оказалось, по мнению наших хозяев и фабрично-заводской 252 администрации, противозаконно, всякая наша просьба — преступление, а наше желание улучшить наше положение — дерзость, оскорбительная для них. Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, только по наружности, — в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии.

Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в защиту интересов рабочего класса и народа, бросают в тюрьму, отправляют в ссылку. Карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть забитого, бесправного, измученного человека — значит совершить тяжкое преступление.

Весь народ рабочий и крестьяне отданы на произвол чиновничьего правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, совершенно не только не заботящегося об интересах народа, но попирающего эти интересы. Чиновничье правительство довело страну до полного разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели. Мы, рабочие и народ, не имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов.

Мы даже не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят. Народ лишен возможности выражать свои желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их.

Шествие от Нарвской заставы возглавлялось самим Гапоном, который постоянно выкрикивал: "Если нам будет отказано, то у нас нет больше Царя". Тогда я послал 100 человек взять их силой, и через несколько минут они принесли их. Затем я приказал принести из нашего отделения царский портрет, чтобы этим подчеркнуть миролюбивый и пристойный характер нашей процессии. Толпа выросла до громадных размеров... Процессия шла сплошной массой. Впереди меня шли мои два телохранителя... По сторонам толпы бежали дети...

Гапона православно-монархическая атрибутика в этом шествии сочеталась с весьма активным стремлением представителей революционных партий, участвовавших в нем, направить действия рабочих по пути их жесткого противостояния с представителями власти, даже несмотря на то, что среди рабочих присутствовали женщины и дети Представители всех партий распределялись между отдельными колоннами рабочих их должно быть одиннадцать — по числу отделений гапоновской организации. Эсеровские боевики готовили оружие. Большевики сколачивали отряды, каждый из которых состоял из знаменосца, агитатора и ядра, их защищавшего то есть тех же боевиков. Готовили знамена и транспаранты: «Долой Самодержавие! Толпа рабочих, приблизительно от 2 до 3 тысяч человек, двигались по Петергофскому шоссе к Нарвским триумфальным воротам, неся с собой портреты Царя и Царицы, кресты и хоругви. Вышедшие навстречу толпе чины полиции уговаривали рабочих не идти в город, предупреждали неоднократно, что в противном случае войска будут стрелять по ним. Когда все увещевания не привели ни к каким результатам, эскадрон Конно-Гренадерского полка пытался заставить рабочих возвратиться назад. В этот момент выстрелом из толпы был тяжело ранен поручик Жолткевич, а околоточный надзиратель убит. Толпа при приближении эскадрона раздалась по сторонам, а затем с ее стороны были произведены 2 выстрела из револьвера, не причинившие никакого вреда никому из людей эскадрона и задевших только гриву лошади.

Кроме того, одним из рабочих был нанесен удар крестом взводному унтер-офицеру. Как видно, первые выстрелы прозвучали не со стороны войск, а со стороны толпы, и первыми жертвами стали не рабочие, а чины полиции и армии. Отметим так же, как ведет себя один из «верующих» участников демонстрации: крестом бьет унтер-офицера! Когда эскадрон встретил вооруженное сопротивление и, не будучи в силах остановить движение толпы, возвратился назад, командующий войсками офицер трижды предупреждал об открытии огня и только после того, как эти предупреждения он не оказали воздействия, и толпа продолжала наступать, было сделано более 5 залпов, после чего толпа повернула назад и быстро рассеялась, оставив более сорока человек убитыми и ранеными. Последним немедленно была оказана помощь, и они все, за исключением легко раненых, взятых толпой, размещены в больницах Александровской, Алафузовской и Обуховской». Примерно так же развивались события и в других местах - на Выборгской стороне, на Васильевском острове, на Шлиссельбургском тракте. Появились красные знамена, лозунги "Долой Самодержавие! Не правда ли эта картина разительно отличается от садистского расстрела безоружной толпы, произведенной подневольными солдатами под командой ненавидящих простой народ офицеров? Еще две мощные колонны рабочих следовали к центру со стороны Выборгской и Петербургской сторон.

Пристав 1-го участка Петербургской части Крылов, выступив вперед, обратился к толпе с увещеваниями прекратить движение и повернуть назад. Толпа остановилась, но продолжала стоять. Тогда роты, сомкнув штыки двинулись на толпу с криками «ура! Никаких жертв среди нее не было. На Васильевском острове толпа вела себя с самого начала агрессивно и революционно. Еще до первых выстрелов толпа, возглавляемая большевиком Л. Давыдовым, захватила оружейную мастерскую Шаффа. Генерал-майор Самгин докладывал: «Около 1 часа дня толпа на 4-й линии, значительно увеличившись в числе, стала устраивать проволочные заграждения, строить баррикады и выкидывать красные флаги. Роты двинулись вперед.

На Малом проспекте толпа сплотилась и стала стрелять. Тогда одной полуротой 89-го пех. Беломорского полка было произведено 3 залпа. Во время действий войск на Васильевском острове, войсками было задержано за грабеж и вооруженное сопротивление 163 человека». Вот против такой «мирной» толпы приходилось действовать войскам на Васильевском острове! Кстати, наибольшее количество жертв с обеих сторон принесли не усмирение демонстрантов в первой половине дня, а перестрелки с погромщиками именно на Васильевским острове, когда боевики пытались удерживать арсеналы и местные оружейные магазины. Всё это ясно говорит о том, что всякие утверждения о "мирной" демонстрации — ложь. Толпа, возбужденная подготовленными боевиками, разбивала оружейные магазины, возводила баррикады. На Морской улице нанесены побои генерал-майору Эльриху, на Гороховой улице нанесены побои одному капитану, был убит пристав.

Следует отметить, что войска всюду, где только могли, старались действовать увещеваниями, уговорами, пытаясь предотвратить кровопролитие. Там где не было революционных подстрекателей, или их было недостаточно для воздействия на толпу, офицерам удавалось избежать крови. Так, в районе Александро-Невской лавры и Рождественской части никаких жертв и столкновений не было. То же самое и в Московской части. Ни одна из колонн манифестантов до Дворцовой площади не дошла. Колоны не пересекли даже Невы те, кто двигался с Васильевского острова, Петроградской и Выборгской стороны и Фонтанки те, кто двигался со стороны Нарвской заставы и Шлиссельбургского тракта. Самая многочисленная из них, шедшая под руководством Гапона от Путиловского завода была рассеяна у Обводного канала. Для рассеяния колонн оружие применялось также у Шлиссельбургской пожарной части и у Троицкого моста. На Васильевском острове шел настоящий бой с революционерами, закрепившимися на баррикадах это уже не "колонны мирного шествия".

Больше нигде по толпе не стреляли. Это исторический, подтвержденный полицейскими сводками, факт. Небольшие группы хулиганствующих "революционеров" действительно проникли в центр города. На Морской улице ими нанесены побои генерал-майору Эльриху, на Гороховой улице нанесены побои одному капитану и был задержан фельдъегерь, причем его автомобиль был изломан. Проезжавшего на извозчике юнкера Николаевского кавалерийского училища стащили с саней, переломили шашку, которой он защищался, и нанесли ему побои и раны.

Алексей Попов Океан, Студент Высший разум 527882 14 лет назад 6 19 января 1905 представителями гапоновского общества и представителями от социалистических партий был выработан текст петиции к царю. Петиция при общем смиренно-верноподданническом тоне обращения к царю содержала радикальные для того времени экономические и политические требования: отмену косвенных налогов на которых основывалась вся налоговая система и замену их прямым прогрессивным подоходным налогом, отмену выкупных платежей, дешевый кредит и постепенную передачу земли народу что на деле означало ликвидацию поместного землевладения , разрешения деятельности профсоюзов, введения восьмичасового рабочего дня. Политические требования включали в себя: немедленное освобождение и возвращение всех совершивших преступления и находившихся в заключении революционеров, немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести, равенства перед законом всех без исключения, отделение церкви от государства.

Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II в день 9 января 1905 г.

следствие ухудшения социального положения рабочих в России. ПОВОД – увольнение некоторых работников Путиловского завода. К началу 1906 года положение с гапоновским «Собранием» резко изменилось. В декабре 1905 года в Москве по инициативе Совета рабочих депутатов произошло Декабрьское вооружённое восстание, которое было жестоко подавлено властями. На этом уроке вы сможете изучить тему «Первая российская революция 1905–1907 гг. Ч. 1». Вы узнаете о причинах и последствиях первой русской революции, о Кровавом воскресенье, которое стало катализатором первого революционного выступления в нашей стране/. неужели с требованием об. На январь 1905 года, когда случилось «Кровавое воскресенье», в стране действовали 3 антиправительственные парторганизации: меньшевики и большевики, и те и другие являлись социал-демократами, а также социалисты-революционеры.

9 января 1905 — провокация, ставшая историей

Нет, конечно. Вот и вся разница. Николай 2 был «местным» человеком, который думал только о себе и семье, а не о стране, ответственность за которую он нес перед Богом. Кто отдал приказ стрелять Вопрос о том, кто отдал приказ стрелять во время кровавого воскресенья один из самых сложных. Достоверно и точно можно сказать только одно — Николай 2 такого приказа не отдавал, потому что никак не руководил этими событиями о причинах говорили выше. Версия о том, что стрельба была нужна правительству также не выдерживает проверки фактами.

Достаточно сказать, что 9 января со своих постов были снят Святополк-Мирский и Фуллон. Если предположить, что кровавое воскресенье было провокацией правительства, то отставки главных героев, которые знают правду, нелогичны. Речь скорее может идти о том, что власть не ожидала такого в том числе и провокаций , но она должна была это ожидать, особенно когда в Петербург были введены регулярные войска. Дальше армейские генералы просто действовали в соответствии с приказом «не допускать». Они и не допускали продвижения людей.

Значение и исторические последствия События кровавого воскресенья 9 января и расстрел мирной демонстрации рабочих стали страшным ударом по позициям самодержавия в России. Если до 1905 года никто вслух не произносил, что России царь не нужен, а говорили максимум о созыве Учредительного собрания, как средства влияния на политику царя, то после 9 января уже открыто начались провозглашаться лозунги «Долой самодержавие! Уже 9 и 10 января начали образовываться стихийные митинги, где главным объектом критики был Николай 2. Второе важно последствие расстрела демонстрации — начало революции. Несмотря на стачки в Петербурге это был всего 1 город, но когда армия расстреляла рабочих — вся страна взбунтовалась и выступила против царя.

И именно революция 1905-1907 годов создала тот базис, на котором строились события 1917 года. И все это из-за того, что Николай 2 в критические моменты страной не управлял. Источники и литература: История России под редакцией А.

Разрушь стену между Тобой и Твоим народом, пусть он правит страной вместе с Тобой.

Ведь, Ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение. Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы. Они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, Государь! Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения.

Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо, чтобы сам народ помогал тебе, ведь ему только и известны его истинные нужды. Не отталкивай же его помощь, прими ее: повели немедленно, сейчас же, призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель.

Пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, а для этого повели, чтобы выборы в Учредительное Собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все, это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны вечно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти. Но одна мера все же не может залечить всех наших ран.

Необходимы еще и другие и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, о них. Необходимо: I. Меры против невежества и бесправия русского народа: 1 Свобода и неприкосновенность личности: свобода слова и печати, свобода собраний, свобода совести в деле религии. Меры против нищеты народа: 1 Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным налогом.

Меры против гнета капитала над трудом: 1 Охрана труда законом. Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе. Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Poccию счастливой и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовешься на нашу мольбу, мы умрем здесь на этой площади, перед твоим дворцом.

Нам некуда больше идти и незачем.

Больше тысячи рабочих было в этот день убито царскими войсками, более 2 тысяч ранено. Улицы Петербурга были залиты кровью рабочих. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Большевики шли вместе с рабочими. Многие из них были убиты или арестованы.

Большевики тут же, на залитых рабочей кровью улицах, объясняли рабочим, кто виновник этого ужасного злодеяния и как нужно с ним бороться. День 9 января стал называться «Кровавым воскресеньем». В этот день была расстреляна вера рабочих в царя. Они поняли, что только борьбой можно добиться своих прав. Уже к вечеру 9 января в рабочих районах начали строить баррикады. Рабочие говорили: «Царь нам всыпал, ну — и мы ему всыплем!

Возмущение и негодование охватили весь рабочий класс, всю страну. Не было города, где бы рабочие не бастовали в знак протеста против злодейства царя и не выставляли политических требований. Рабочие шли теперь на улицу с лозунгом «долой самодержавие». Число стачечников в январе достигло громадной цифры — 440 тысяч. За один месяц бастовало рабочих больше, чем за все предыдущее десятилетие. Рабочее движение поднялось на огромную высоту.

В России началась революция.

Для нас пришёл тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. Поскольку власти были напуганы, что на улицы вышли тысячи горожан, было введено военное положение. Чтобы остановить толпу, столичные власти решили применить силу, стреляя в демонстрантов. Это событие получило название «Кровавое воскресенье». В Петербурге произошли серьёзные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца.

Кровавое воскресенье 1905 года: причины, ход событий, последствия

Гапон предложил рабочим составить петицию для императора. Он известил власти, что планируется массовое шествие к Зимнему дворцу с целью вручить эту петицию. В ней предлагалось создать Учредительное собрание путём проведения всеобщих выборов. Для того, чтобы снять с этого исторического события нагромождения грязной и преднамеренной лжи, необходимо зафиксировать несколько основных моментов, связанных с датой «9 января 1905 года»: 1. Это не было стихийным событием. В 1905 году подача петиции стала одним из ключевых событий для России. В это время страна переживала политические и социальные потрясения, которые проявились в массовых протестах, забастовках и столкновениях с властями. Из петиции явствует, что наряду с экономическими просьбами в ней содержались и политические требования. А вот зачем священнику вписывать эти политические требования в петицию рабочих? Среди череды трагических событий, сопровождавших царствование Николая II, особое значение для изменения отношения общества к монархической идее имело подавление правительственными войсками в январские дни 1905 г. выступления рабочих Петрограда.

Кровавая провокация 9 января 1905 года

К 8 января, когда в мятеж было вовлечено боле 200 тысяч человек, было решено идти к царю, чтобы доставить ему «требования народа». Часть рабочих, вышедших в тот день на улицы, все еще сохраняла веру в царя. Демонстрация, шедшая к Зимнему дворцу, была вполне мирной. Люди несли портреты царя, хоругви. Среди демонстрантов были женщины и дети. В Москву были стянуты серьезные силы — около 40 тыс.

Демонстрация была расстреляна, а ее зачинщик поп Гапон бежал из России Он вернулся в Россию в 1906 году.

Николай 2 заботился о своей семье и устранился, чтобы защитить семью. Аргумент явно высосан из пальца, но допустим. Возникает 1 вопрос — к чему все это привело? Во время февральской революции Николай 2 точно также, как и при кровавом воскресенье, устранился от принятия решений — в итоге потерял страну, и именно из-за этого его семью расстреляли. В любом случае — царь ответственен не только за семью, но и за страну вернее, прежде всего за страну. Николай 2 перед Генералами События кровавого воскресенья 9 января 1905 года они наиболее четко выделяют причины, по которым распалась Российская Империя — царю было глубоко наплевать на происходящее. Готовясь к этому, вводится армия, издаются хотя и незаметные для масс указы, запрещающие шествия.

В такой важный для страны момент, когда все понимают, что готовится серьезное событие — царя нет в столице! Можно себе такое представить, например, при Иване Грозном, Петре 1, Александре 3? Нет, конечно. Вот и вся разница. Николай 2 был «местным» человеком, который думал только о себе и семье, а не о стране, ответственность за которую он нес перед Богом. Кто отдал приказ стрелять Вопрос о том, кто отдал приказ стрелять во время кровавого воскресенья один из самых сложных. Достоверно и точно можно сказать только одно — Николай 2 такого приказа не отдавал, потому что никак не руководил этими событиями о причинах говорили выше. Версия о том, что стрельба была нужна правительству также не выдерживает проверки фактами.

Достаточно сказать, что 9 января со своих постов были снят Святополк-Мирский и Фуллон. Если предположить, что кровавое воскресенье было провокацией правительства, то отставки главных героев, которые знают правду, нелогичны. Речь скорее может идти о том, что власть не ожидала такого в том числе и провокаций , но она должна была это ожидать, особенно когда в Петербург были введены регулярные войска. Дальше армейские генералы просто действовали в соответствии с приказом «не допускать».

Под ред. Мы, рабочие и жители города С. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы не многого просили, мы желали только того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука. Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Но в этом нам отказали, — нам отказали в праве говорить о наших нуждах, что такого права за нами не признает закон. Незаконны также оказались наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8 в день; устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего согласия; рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до 1 руб. Все оказалось, по мнению наших хозяев и фабрично-заводской администрации, противозаконно, всякая наша просьба — преступление, а наше желание улучшить наше положение — дерзость, оскорбительная для них. Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, только по наружности, — в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии.

Какие же события привели к массовому расстрелу рабочих - трагедии, которая вошла в историю как Кровавое воскресенье? Кратко говоря, все началось с организации «Собрания русских фабрично-заводских рабочих». Интересно, что созданию этой организации активно способствовал Департамент полиции. Это было связано с тем, что власти были озабочены ростом числа недовольных в рабочей среде. Основной целью «Собрания» изначально было ограждение представителей рабочего класса от влияния революционной пропаганды, организация взаимопомощи, просвещение. Однако «Собрание» должным образом не контролировалось властями, в результате чего произошла резкая смена курса организации. Во многом это было связано с личностью человека, ее возглавившего. Георгий Гапон Какое отношение имеет Георгий Гапон к трагическому дню, который запомнился как Кровавое воскресенье? Кратко говоря, именно этот священнослужитель стал вдохновителем и организатором демонстрации, исход которой оказался столь печальным. Гапон занял пост руководителя «Собрания» в конце 1903 года, вскоре оно оказалось в его неограниченной власти. Честолюбивый священнослужитель мечтал о том, чтобы его имя вошло в историю, провозгласил себя подлинным вождем рабочего класса. Лидер «Собрания» основал тайный комитет, участники которого читали запрещенную литературу, штудировали историю революционных движений, разрабатывали планы борьбы за интересы рабочего класса. Сподвижниками Гапона стали супруги Карелины, пользовавшиеся большим авторитетом у рабочих. Именно она послужила источником, откуда были взяты требования, которые демонстранты планировали изложить царю в Кровавое воскресенье 1905 года. Кратко говоря, добиться своей цели им не удалось.

1. Гапон знал, что по рабочей демонстрации будут стрелять

  • Петиция к царю, 9 января года ~ Проза (История)
  • ПЕТИЦИЯ РАБОЧИХ И ЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 9 (22) ЯНВАРЯ 1905 ГОДА («КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»)
  • ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
  • Главные загадки "Кровавого воскресенья" 22 января года - Российская газета

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий