Что написал мусоргский

Памятник Мусоргскому. На лысой горое. Мусоргский и Наумов в 1880. Slide 70. Модест Петрович Мусоргский. Модест Петрович Мусоргский (1839–1881). Его правнук, Михаил Иванович Мусоргский, за отличие в войне 1654-1656 гг.

Могучая кучка русских композиторов: Мусоргский

Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Диагноз Мусоргского. Опера «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1874) Опера. В операх Мусоргского новаторство проявилось в самых разнообразных областях. Произведения мусоргского по автографам и другим первоисточникам. Модест Петрович Мусоргский в Викиновостях:n:ru:Категория:Модест Мусоргский.

Какие произведения написал Модест Мусоргский?

28 марта 1881 г.), русский композитор. Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 года в селе Карево, Псковская область. Модест Мусоргский (1839-1881) писал в автобиографическом очерке, что он не. Модест Петрович Мусоргский слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на. Слушайте плейлист «Модест Мусоргский» от этого куратора (Мелодия) в Apple. Произведения мусоргского по автографам и другим первоисточникам.

Роза Мира и новое религиозное сознание

Вместе с тем, с не меньшей силой проступает и ещё одна важнейшая для творчества Мусоргского тема — самозванство. Соотношение власти законной и незаконной, праведной и неправедной. Погружаясь мыслью во времена сравнительно отдаленные, и чутьем художника сопоставляя их со временем, когда жил он сам, Мусоргский каждый раз как бы заново предвидит и заставляет нас вместе с ним переживать не просто правление какого-то беззаконного узурпатора власти, но неотвратимость наступления целой эпохи самозванцев. А вместе с такой эпохой — снова смуту народную и душевную, оцепенение, ужас и некий праисторический террор». Тема эта ярче всего была проявлена Мусоргским в грандиозном «Борисе Годунове», самой популярной в мире русской опере. Сам композитор определял жанр своего сочинения как «народная музыкальная драма» это относится и к «Хованщине». Наряду с правдивым воспроизведением духовного мира человеческой личности композитор стремился постигнуть и передать коллективную психологию народных масс. В человеческих массах, — писал он, — как в отдельном человеке, всегда есть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты, никем не тронутые... Мусоргский обратился также и к непростой православной теме — образу русского юродивого, ставшего одной из главных фигур в опере «Борис Годунов».

Композитор вслед за Пушкиным, автором одноименной драмы, наделил его провидческим и высоким нравственным даром. Существует две авторские редакции «Бориса Годунова»: в связи с тем, что цензура отклонила первый вариант оперы, Мусоргский был вынужден существенно переработать сюжет и драматургию. Премьера «Бориса» состоялась в 1874 г. После 15 спектаклей опера была снята с репертуара. Спустя более 20 лет после премьеры «Борис Годунов» вернулся на сцену, но в измененном виде: Римский-Корсаков счел инструментовку и композицию автора неудачной и создал свою редакцию. Сам Римский-Корсаков спокойно и взвешенно оценивал проделанную работу по редактированию оперы: «Своей обработкой и оркестровкой «Бориса Годунова» я остался несказанно доволен. Яростные почитатели Мусоргского немного морщились, о чём-то сожалея… Но ведь дав новую обработку «Бориса», я не уничтожил первоначального вида. Я не закрасил навсегда старые фрески.

Если когда-нибудь придут к тому, что оригинал лучше, ценнее моей обработки, то мою обработку бросят и будут давать «Бориса» по оригинальной партитуре». Настоящая популярность к опере пришла в 1898 г. Авторская редакция «Бориса Годунова» была восстановлена в 1928 г. Ленинградским театром оперы и балета. Впоследствии появилась еще одна редакция «Бориса Годунова» — ее осуществил не кто иной, как большой поклонник Мусоргского Д. Сейчас на сценах мира можно увидеть оперу в любой из этих редакций, а споры, какая из них «лучше», до сих пор ведутся среди музыковедов, музыкантов и любителей оперного искусства. Очень драматичные драмы Мусоргского не похожи ни на красочные сказки Римского-Корсакова, ни на благородный былинный эпос Бородина, ни, уж конечно, на лирическую сердечную Россию Чайковского. Он хотел живописать правду — как он ее понимал.

Неспроста он высоко ценил и любил творчество А. Даргомыжского, от которого очень многое воспринял и которого называл «великим учителем правды». Именно Даргомыжский особенно пристально работал с речевой интонацией и словом, поэтому романсовые и песенные интонации в его сочинениях нередко уступали место речитативу. Мусоргский также широко использовал речитатив и достиг небывалых высот в искусстве имитации живой человеческой речи музыкальными средствами. Если в произведениях Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова народные темы воплощались в «окультуренном», благопристойном виде, как лубочные картинки, то Мусоргский первым показал в музыкальных сочинениях «бесмысленный и беспощадный» русский бунт. И даже в фортепианном цикле «Картинки с выставки», где, казалось бы, само название говорит нам о некоем переносе в нереальную плоскость цикл написан под впечатлением посещения выставки погибшего художника В.

Музыку из этих набросков Мусоргский использовал в своих позднейших сочинениях.

Следующий крупный замысел — оперу « Борис Годунов » по одноимённой трагедии А. Пушкина — Мусоргский довёл до конца. В октябре 1870 г. Направника который был членом комитета , причиной отказа от постановки стало отсутствие в опере «женского элемента» [10]. Премьера «Бориса» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге лишь в 1874 г. Ещё до премьеры, в январе того же года петербургский нотоиздатель В. Бессель опубликовал оперу в клавире.

В 1872 г. Мусоргский задумал драматическую оперу «народную музыкальную драму» « Хованщина » по плану В. Стасова , одновременно работая и над комической оперой на сюжет « Сорочинской ярмарки » Гоголя. При жизни Мусоргского «Хованщина» не издавалась и не ставилась. Для «Сорочинской ярмарки» Мусоргский сочинил два первых акта, а также для третьего акта несколько сцен: Сон Парубка где использовал музыку симфонической фантазии «Ночь на Лысой горе», сделанную ранее для неосуществленной коллективной работы — оперы-балета «Млада» , Думку Параси и Гопак. Стасову, 19-20. Но во сто крат больнее оказалось неприятие его новаторства со стороны людей, которых он считал близкими друзьями — Балакирева, Кюи, Римского-Корсакова: На первом показывании 2-го действия «Сорочинской ярмарки» я убедился в коренном непонимании музыкусами развалившейся «кучки» малорусского комизма: такою стужей повеяло от их взглядов и требований, что «сердце озябло», как говорит протопоп Аввакум.

Тем не менее я приостановился, призадумался и не один раз проверил себя. Не может быть, чтобы я был кругом не прав в моих стремлениях, не может быть. Но досадно, что с музыкусами развалившейся «кучки» приходится толковать через «шлагбаум», за которым они остались. Голенищеву-Кутузову 10. Портрет композитора М. Мусоргского Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке» [11] , усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как следствие — в пристрастии к алкоголю. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики.

Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело совершенно готовую музыку. Эта особенность его творческого метода, помноженная на нервную болезнь и алкоголизм, и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни. Уволившись из «лесного ведомства» где с 1872 г. Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей Д. Леоновой , поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе и часто исполнял собственные новаторские сочинения. Характерной чертой его позднего пианизма была вольная и гармонически смелая импровизация [12].

Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора хотя и ненадолго , что путь его «к новым берегам» избран верно. Одно из последних публичных выступлений Мусоргского состоялось на вечере памяти Ф. Достоевского в Петербурге, 4 февраля 1881 г. Когда перед публикой вынесли окаймлённый трауром портрет великого писателя, Мусоргский сел за рояль и сымпровизировал похоронный колокольный звон. Памятник кенотаф Мусоргского в Александро-Невской лавре Петербург Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге [14] , куда был помещён 13 февраля после приступа белой горячки. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал единственный прижизненный портрет композитора. Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

В 1972 году в деревне Наумово Куньинского района Псковской области в усадьбе Чириковых материнская линия Мусоргского открыт Музей-заповедник М. Усадьба Мусоргских в селе Карево расположенном рядом не сохранилась. Творчество В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой в том числе, древнерусской монодией , в мелодике, гармонии модализмы , линеарность , нестандартная аккордика , в том числе, квартаккорды , ритмике сложные, «неквадратные» метры , оригинальные ритмоформулы , форме; наконец, в разработке сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться например, у него почти полностью отсутствует имитационно- полифоническая разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.

Специальность Мусоргского — музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и выразительному раскрытию слова. В стремлении следовать слову музыковеды усматривают преемственность с творческим методом А. Любовная лирика как таковая привлекала его мало [15]. Широко проявляется специфическая стилистика Мусоргского в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Некрасова , «Спи-усни, крестьянский сын» из «Воеводы» А. Островского , «Гопак» из «Гайдамаков» Т.

Шевченко , «Светик Савишна» на стихи самого Мусоргского, искусно стилизовавшего народный пятисложник и мн. В таких песнях и романсах Мусоргский находит правдивое и драматичное музыкальное выражение для безысходности и скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Юмор, ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь» [16] и др. Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» на сюжет известной картины В. Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» текст принадлежит композитору [17] [18]. Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» 1875 — 1877 ; слова Голенищева-Кутузова ; «Трепак» — картина замерзающего в лесу подвыпившего крестьянина; «Колыбельная» звучит от лица матери у постели её умирающего ребёнка и т.

Сочинения Мусоргского звучат в исполнении Госоркестра СССР под управлением Евгения Светланова — признанного мастера интерпретации русской симфонической музыки.

Он бы отлично чувствовал себя лет 100 спустя, скорее всего, вместе с металлистами типа Black Sabbath. Входя в группу композиторов "Могучая кучка" Римский-Корсаков, Бородин, Балакирев,Кюи , Мусоргский в ней был в роли "слабого звена", "вечного неудачника", коллеги посмеивались над его "корявыми" сочинениями.

Его музыку мало кто понимал. На самом деле значительное число его произведений мы знаем в обработке Римского-Корсакова, так как в оригинале в то время их просто никто не мог воспринимать.

Мусоргский Модест Петрович

И по сей день его произведения остаются во многом загадкой. Таким образом, с одной стороны — прижизненная непонятость, с другой — колоссальный диапазон посмертных влияний, неисчерпаемость предпосылок к актуализации. В отношении наследия среди других русских композиторов Мусоргский отличается некоторой жанровой узостью. В основном — оперные и вокальные сочинения, немного — фортепианная музыка. Сущность оперной реформы. Реформаторски работает над следующими проблемами: народности, реализма, историчности искусства. Основной реальной базой оперной драматургии являлась история, действительно творимая народом. Во всей мировой литературе «Борис Годунов» остаётся непревзойдённым уникальным произведением, в котором история — не фон, а творимая народом действительность. Мусоргский был глубоко убеждён, что художник неразрывно связан с жизнью народа.

Именно народ для Мусоргского — основной объект искусства. В народе он видит основную движущую силу истории. Мусоргский как никто другой углубил и расширил объём понятия музыкального содержания. Призывал к преодолению личной лирики — к наблюдению и изображению реального. Таким образом, источником своеобразия является сама жизнь, именно в ней композитор находит богатство разнообразных типов и характеров. На фоне этого выступает ещё одна черта композитора — правдивость. Правдивость выступает в двух качествах: Психологизм, показ внутреннего мира человека. Он был первым русским композитором, обратившим внимание на человеческую психику.

В то время в литературе данного уровня был лишь один Достоевский. Мусоргский был не только величайшим реалистом, историком, повествователем о жизни народа, но и ярким психологом-портретистом. Правдивость внешняя живописность, показ внешних качеств. В качестве сюжетов для опер выбирает народные драмы: «Борис Годунов», «Хованщина», задумывал «Пугачёвщину». Содержание обеих опер ярко показало удивительный дар Мусоргского как историка-провидца.

Но завершив первое действие "Женитьбы", Мусоргский осознал ограниченность избранного им метода иллюстрации всех деталей словесного текста без обобщенных характеристик и ясно почувствовал, что эта работа послужит для него лишь экспериментом.

Этим произведением заканчивается период исканий и сомнений, период становления творческой индивидуальности Мусоргского. За свое новое сочинение, оперу "Борис Годунов", композитор взялся с таким подъемом и увлечением, что в течение двух лет была написана музыка и сделана партитура оперы осень 1868 — декабрь 1870 года. Гибкость музыкального мышления Мусоргского позволила композитору ввести в оперу самые разнообразные формы изложения: монологи, арии и ариозо, различные ансамбли, дуэты, терцеты и хоры. Последние оказались наиболее характерными для оперы, где так много массовых сцен и где основой вокального изложения становятся омузыкаленные речевые интонации в их бесконечном многообразии. После создания социальной и реалистической народной драмы "Борис Годунов" Мусоргский на некоторое время отходит от больших сюжетов 70-е годы, период "реформ" , чтобы потом вновь с увлечением и страстностью отдаться оперному творчеству. Его планы грандиозны: он начинает работать одновременно над исторической музыкальной драмой "Хованщина" и над комической оперой по повести Гоголя "Сорочинская ярмарка"; тогда же созревает решение писать оперу на сюжет из эпохи пугачевского восстания — "Пугачевщина" по повести Пушкина "Капитанская дочка".

Однако революционная опера "Пугачевщина" написана так и не была. Над "Хованщиной" и "Сорочинской ярмаркой" Мусоргский работал почти до конца своих дней, не вполне закончив обе оперы, которые имели впоследствии множество редакций; здесь же, говоря о формах вокального и инструментального изложения в процессе их становления, хотелось еще раз напомнить, что в "Женитьбе" в поисках "правды в звуках" Даргомыжский Мусоргский совсем отказался от законченных номеров и ансамблей. В операх "Борис Годунов" и "Хованщина" мы находим все виды оперных номеров. Структура их отличается разнообразием — от трехчастности ария Шакловитого до огромных свободно-речитативных сцен монолог Бориса в сцене с курантами. В каждой новой опере Мусоргский использует ансамбли и хор все чаще. В "Хованщине", написанной после "Бориса Годунова", четырнадцать хоров, что дало основание театральному комитету окрестить ее "хоровой оперой".

Правда, в операх Мусоргского относительно мало законченных арий и несравненно больше ариозо — то есть небольших и глубоко эмоциональных музыкальных характеристик героев. Важное значение приобретают ария-рассказ и бытовые вокальные формы, органически связанные с драматургией целого, а также монологи, где словесный текст определяет и направляет музыкальное построение. Вершиной и итогом исканий в этой области была партия Марфы из оперы "Хованщина". Именно в этой партии композитор достиг "величайшего синтеза" речевой выразительности с подлинным мелодизмом. В операх Мусоргского очень велика роль оркестра. В инструментальных вступлениях и самостоятельных картинах оркестр часто не только "досказывает", но и раскрывает основное настроение и содержание действия, а иногда и идею всего произведения.

В оркестре звучат постоянные музыкальные характеристики или так называемые лейтмотивы, которые играют важнейшую роль в операх Мусоргского. Лейтмотивы и лейттемы трактуются композитором по-разному: иногда совершенно тождественный музыкальный материал появляется в различных, соответствующих событиям сюжета, ситуациях; в других случаях музыкальная тема, постепенно меняя облик, раскрывает внутренние, духовные стороны того или иного образа.

От природы обладая красивым камерным баритоном, он охотно пел на вечерах в частных музыкальных собраниях. Модест Мусоргский — офицер Преображенского полка. Мусоргского, первая публикация композитора. В 1858 году М.

Мусоргский написал два скерцо, из которых одно было инструментовано им для оркестра и в 1860 году исполнено в концерте Русского музыкального общества, под управлением А. Работу над крупной формой М. Мусоргский начал с музыки к трагедии Софокла «Эдип», но не закончил её один хор был исполнен в концерте К. Лядова в 1861 году, а также издан посмертно в числе других произведений композитора. Следующие большие замыслы — оперы по роману Г. Флобера «Саламбо» другое название — «Ливиец» , и на сюжет «Женитьбы» Н.

Гоголя — также не были реализованы до конца. Музыку из этих набросков М. Мусоргский использовал в своих позднейших сочинениях. Следующий крупный замысел — оперу «Борис Годунов» по трагедии А. Пушкина — М. Мусоргский довёл до конца.

Премьера на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 году состоялась на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные изменения, поскольку репертуарный комитет театра забраковал первую редакцию за «несценичность». В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 года опера «Борис Годунов» снова увидела свет — в редакции Н. Римского-Корсакова, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» по своему усмотрению. В таком виде опера была поставлена на сцене Большой залы Музыкального общества новое здание Консерватории при участии членов «Общества музыкальных собраний». В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 году.

В наше время возродился интерес к авторским редакциям «Бориса Годунова». В 1872 году М. Мусоргский задумал драматическую оперу «народную музыкальную драму» «Хованщина» по плану В. Стасова , одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Н. Первую сценическую редакцию «Хованщины» в том числе инструментовку в 1883 году выполнил Н. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Санкт-Петербурге , в зале Кононова см.

В 1958 году Дмитрий Дмитриевич Шостакович выполнил ещё одну редакцию «Хованщины». В настоящее время опера ставится преимущественно в этой редакции. Для «Сорочинской ярмарки» М. Мусоргский сочинил два первых акта, а также для третьего акта несколько сцен: Сон Парубка где использовал музыку симфонической фантазии «Ночь на Лысой горе», сделанную ранее для неосуществленной коллективной работы — оперы-балета «Млада» , Думку Параси и Гопак. Ныне эту оперу ставят в редакции В. Последние годы В 1870 -е годы М.

Жизнь прожил короткую, но написать успел много. Правда, современники, особенно критики относились к нему скептически. Современники вообще часто не могут "разглядеть" гения.

М. П. Мусоргский. Уход от приступа...

Модест Петрович Мусоргский родился (9) 21 марта 1839 года в имении родителей. Ниже приводится список сочинений на русском языке композитор Модест Мусоргский. Мусоргский познакомился с ними через Бородина во время службы в Преображенском полку.

Мусоргский М.П. и его фортепианные произведения

Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 года в селе Карево, Псковская область. Биография русского композитора Модеста Петровича Мусоргского: личная жизнь. Начало правления какого царя описывается в опере Мусоргского "Хованщина"? Биография Мусоргского будет интересна всем, кто неравнодушен к его самобытной музыке.

Краткая биография Модеста Мусоргского

Мусоргский был не только величайшим реалистом, историком, повествователем о жизни народа, но и ярким психологом-портретистом. Правдивость внешняя живописность, показ внешних качеств. В качестве сюжетов для опер выбирает народные драмы: «Борис Годунов», «Хованщина», задумывал «Пугачёвщину». Содержание обеих опер ярко показало удивительный дар Мусоргского как историка-провидца.

Характерно то, что композитор выбирает те поворотные моменты истории, когда государство находится на грани краха. Говорил, что «моя задача показать и «мудрость», и «дикость» народа. Выступал, прежде всего, как трагик.

Из общего количества героев выбирает тех, кто более трагичен, безысходен. Часто — это люди-бунтари. Все созданные им исторические типы очень правдоподобны, достоверны.

Стиль, музыкальный язык 1 Мелодия. Мусоргский впервые свободно смешивает интонационные обороты, как художник смешивает краски на палитре. Именно мелодическая изобретательность — главный носитель и корень новаторства Мусоргского.

Он — типично вокальный композитор, музыкант, мыслящий в музыке вокально. Суть вокальности Мусоргского — в самом ощущении музыкального искусства не через инструмент, а через голос, через дыхание. Мусоргский стремился к мелодии осмысленной, творимой говором человека.

Все его мелодии обязательно театральны. Мелос Мусоргского говорит языком персонажа, как бы помогая ему жестикулировать, двигаться. Его мелосу присущ синкретизм.

В нём можно выделить черты различных музыкальных элементов: крестьянской песни; городского романса; bel canto в ранней опере «Саламбо», в некоторых романсах. Также характерна опора на жанровость марш, вальс, колыбельная, гопак. Музыкальный материал его героев очень индивидуален.

Левашев Е. Ливанова Т. Оперная критика в России. Мусоргский и музыка XX века.

Новиков Н. У истоков великой музыки. Поиски и находки на родине М. Молитва Мусоргского.

Великие Луки, 2009. Образцова И. Мусоргский на Псковщине. Оголевец А.

Вокальная драматургия Мусоргского. Заветы М. Оперы М. Мусоргского: путеводитель.

Запорожец-Ишлинская, Н. Мусоргский в Петербурге. Ручьевская Е. К проблеме поэтики жанра.

Сабанеев Л. Воспоминания о России. Смирнов М. Фортепианные произведения композиторов «Могучей кучки».

Трембовельский Е. Стиль Мусоргского. Лад, гармония, склад. Фрид Э.

Мусоргский: проблемы творчества. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского. Хубов Г. Ширинян Р.

Оперная драматургия Мусоргского. Шлифштейн С. Мусоргский: Художник. Юдина М.

Вы спасетесь через музыку. Классика — XXI, 2005. Яковлев В. Избранные труды о музыке.

Brown, David.

Родился в 1839 году, умер в 1881. Жизнь прожил короткую, но написать успел много.

Правда, современники, особенно критики относились к нему скептически.

Ровно такая же история и с пьянством Модеста Петровича. Он писал «выпить люблю», за что многие и цепляются, считая его алкоголиком, но у этой фразы тоже есть продолжение: «…но пью мало и редко». Но продолжим прогулку по дому. После женской половины начинается гостевая часть: это анфилада комнат, среди которых малая гостиная, музыкальная гостиная, а завершает всё белая зала.

Экспонаты — в основном фотографии и документы - в этой части дома рассказывают уже о петербургской жизни Мусоргского, о его творчестве. Из Карева будущий композитор уехал в 10 лет, к тому моменту его брату уже исполнилось 13, а именно с этого возраста принимали в школу подпрапорщиков, и вот семья, чтобы дать мальчикам военное образование, перебралась в Петербург. В музее есть портрет Мусоргского и его старшего брата, которые уже завершили обучение и поступили на военную службу. Причём Модест Петрович был в числе лучших выпускников, сам царь зачислил его в свой полк. Только Мусоргский, отслужив всего два года, решил, что это не его и ушёл в отставку, чтобы заниматься музыкой.

А играть на фортепиано будущий композитор начал ещё в раннем детстве, музыке его обучала мать Юлия Ивановна. Так что, уже в 7 лет он исполнял произведения Листа, а в 9 лет выучил концерт Фильда и исполнил его на празднике в Кареве. Играл он и на балах в Наумово — в белой зале всегда стоял инструмент. Первым же, скажем так, профессиональным учителем Мусоргского был Антон Августович Герке, который увидел способности Модеста и занимался с ним особенно, выделив среди всех своих учеников. Именно он посоветовал будущему композитору попробовать что-то сочинить.

Так появилась первая полька Мусоргского, которую поправил Герке. Именно эти люди помогали Мусоргскому двигаться дальше в музыке. Они даже снимали квартиру на двоих, чтобы вечерами сочинять музыку, у них даже был один инструмент на двоих. Днём оба композитора были чиновниками. Например, Модест Петрович работал инспектором департамента, ведавшего лесом, и даже за службу был награжден орденом за заслуги перед Отечеством.

Темы творчества двух композиторов в период их соседствования очень похожи: Римский-Корсаков пишет «Псковитянку», Мусоргский в это же время — «Бориса Годунова». Причём Модест Петрович ещё и помог другу — он привёз ему народные каревские песни, которые Николай Андреевич включил в «Псковитянку». Близкая дружба между композиторами закончилась, когда Римский—Корсаков решил жениться. Когда он объявил об этом Модесту, тот пришёл в бешенство: «Не имеешь права на женитьбу, ты великий композитор, ты всего себя без остатка должен отдать людям и музыке». Как говорит наш экскурсовод, Мусоргский был убеждён, что если у человека есть талант, то он обязан посвятить себя этому, а семья будет отнимать время от творчества.

Однако в конечном итоге Модест Петрович согласился быть шафером на свадьбе Римского-Корсакова, но только потому, что с большим уважением относился к его будущей супруге Александре, поскольку та тоже сочиняла музыку, но, тем не менее, считал, что друга он потерял. Потом некоторое время Мусоргский снимал квартиру вместе с поэтом Голенищевым-Кутузовым, но тот тоже женился. Это событие опять не обрадовало композитора, он писал по этому поводу: «Ещё один попал в эти сети Гименея, ещё один увяз, и ещё один пропал». Сам Мусоргский никогда не был женат, хотя друзья пытались подыскивать ему невесту. Одной из таких свах была сестра Глинки Людмила Ивановна Шестакова, у которой в квартире часто собиралась «Могучая кучка».

В итоге композитор однажды написал ей: «Дорогая Людмила Ивановна, если вы когда-нибудь узнаете из газет, что Мусоргский застрелился или повесился, знайте, накануне он был женат». В отличие от Модеста его брат Филарет рано женился: он влюбился в девушку из богатой семьи. В Петербурге у них родились двое детей. В малой гостиной, где нам Елена Петровна рассказывала все эти истории, стоит обратить внимание на два кресла. Они мемориальные и когда-то стояли в имении Мусоргских в Карево.

А вот в следующей комнате — музыкальной гостиной — находится книжный шкаф, который, как я уже рассказывала раньше, передала музею внучатая племянница композитора. Из этой комнаты есть выход на улицу, чтобы можно было пить чай на крыльце и любоваться яблоневым садом. Ещё есть здесь рояль, который, правда, не имеет отношения ни к Мусоргским, ни к Чириковым, но все же старинный — XIX века, только сейчас уже находится в нерабочем состоянии. А вот «функционирующий» инструмент установлен в белой зале, которая в музее является концертным залом. Это старинное фортепиано фирмы Шрёдер привезли от известного оперного певца Евгения Нестренко благодаря семье Луканиных.

Творчество Мусоргского: оперы, романсы, произведения для фортепиано, оркестра и хора

Ниже приводится список сочинений на русском языке композитор Модест Мусоргский. Ниже приводится список произведений русского композитора Модеста Мусоргского. Слушайте плейлист «Модест Мусоргский» от этого куратора (Мелодия) в Apple.

«Мне становится близким всё русское…»

Им он лечил свое нервное напряжение, в итоге скатился до алкоголизма, а признание все как-то не приходило. Он слишком много думал, сочинял, а потом все стирал и записывал готовую музыку с чистого листа. Он не любил всяческие наброски, эскизы и черновики. Поэтому и работал так медленно.

Когда он уволился из лесного ведомства, то ему оставалось лишь уповать на финансовую помощь друзей, да на собственный кой-какой, весьма случайный, заработок. И он пил. Да и в госпиталь-то попал после приступа белой горячки.

А время лечит все раны. Сейчас над могилой одного из величайших русских композиторов возвышается автобусная остановка. А то, что нам известно как место его захоронеия — на самом деле лишь перенесенный памятник.

Жил один и умер в одиночестве. Вот удел подлинного таланта в нашей стране. Знаменитые произведения: Опера «Борис Годунов» 1869, 2-я редакция 1874 Опера «Хованщина» 1872—1880, не окончена; редакции: Н.

Римского-Корсакова, 1883; Д. Шостаковича, 1958 Опера «Женитьба» 1868, не окончена; редакции: М. Ипполитова-Иванова, 1931; Г.

Рождественского, 1985 Опера «Сорочинская ярмарка» 1874—1880, не окончена; редакции: Ц. Кюи, 1917; В. Шебалина, 1931 Опера «Саламбо» не окончена; редакция Золтана Пешко, 1979 «Картинки с выставки», цикл пьес для фортепиано 1874 ; оркестровки различных композиторов, в том числе Мориса Равеля, Сергея Горчакова 1955 , Лоренса Леонарда, Кита Эмерсона и пр.

Сочинения композитора всюду встречали отказ. Однако самым болезненным для автора оказалось неприятие его смелых идей близкими друзьями - членами "Могучей кучки" Римским-Корсаковым, Кюи, Балакиревым. Упрямый автор не мог поверить в то, что он везде неправ. Ему было больно оказаться по разные стороны баррикады с друзьями. Переживания, постоянные отказы и отверженность привели к нервному срыву и алкоголизму, но композитор продолжал творить даже в таком состоянии. Он никогда не делал заметок, не писал черновиков, все идеи тщательно обдумывал, а затем записывал уже полностью готовое произведение.

Такой метод работы в совокупности с нестабильным психическим состоянием и постоянным пьянством привели к замедленному темпу работы. В краткой биографии Мусоргского следует упомянуть, что тот уволился из "лесного ведомства" и лишился стабильного дохода. После этого композитор жил на случайные разовые заработки и помощь более состоятельных друзей. Его подруга, певица Леонова Д. Мусоргский выступал в качестве аккомпаниатора, а также исполнял собственные произведения. Его смелая, гармоничная импровизация пришлась по вкусу слушателям, и концерты пользовались неизменным успехом.

Композитор понял, что его новаторский взгляд на музыку, наконец-то, получил признание. Последнее выступление Последний публичный концерт в биографии М. Мусоргского состоялся 4 февраля 1881. В Петербурге проходил вечер памяти Достоевского, где Модест Петрович выступал наравне с другими музыкантами. На сцене установили портрет писателя, композитор занял место за роялем и исполнил импровизированный траурный перезвон колоколов.

Римского-Корсакова, 1883; Д. Шостаковича, 1958 Опера «Женитьба» 1868, не окончена; редакции: М. Ипполитова-Иванова, 1931; Г.

В 1963 г. Эдип «Эдип», музыка к трагедии Софокла «Царь Эдип»; не окончена; соч. Балакиреву; исп. Сочинения для оркестра Марш «Взятие Карса»; соч. А; Римского-Корсакова Скерцо B-dur; соч. Гуссаковскому; изд. Intermezzo in modo classico; соч. Вокальные сочинения Хоры «Иисус Навин», хор для солистов, хора и ф-п;; соч. Байрона из «Еврейских мелодий»; соч. Романсы и песни «Ах, ты, пьяная тетеря» Из похождений Пахомыча , песня на слова композитора; соч. Голенищева-Кутузова 1. Голенищеву-Кутузову; изд. В, Кольцова; соч. Плещеева; соч. Каратыгина , 1929 авт. Голенищева-Кутузова; соч. Римского-Корсакова , 1934 авт. Грекова; соч. Грюнберг; изд. Шевченко в пер. Мея; соч. Толстого; соч. Даргомыжскому; 2. Гартману; 3. Стасову; 4. Кольцова; соч. Каратыгина , 1931 авт. Мея из «Песни песней» ; соч. Гейне в пер. Михайлова; соч. Каратыгина , 1933 авт. Голенищева-Кутузова «с Верещагина»; соч.

М. П. Мусоргский. Уход от приступа...

Кюи, 1917; В. Шебалина, 1931 Опера «Саламбо» не окончена; редакция Золтана Пешко, 1979 «Картинки с выставки», цикл пьес для фортепиано 1874 ; оркестровки различных композиторов, в том числе Мориса Равеля, Сергея Горчакова 1955 , Лоренса Леонарда, Кита Эмерсона и пр. Денисова, Н.

Филиппов, большой любитель музыки и собиратель народных песен, смотрит на прогулы Мусоргского сквозь пальцы.

Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. В 1879 году, чтобы поправить свое материальное положение, Мусоргский вместе с певицей Д. Леоновой едет в большую гастрольную поездку, которая охватывает все крупные города юга России.

В программе выступлений — арии из опер русских композиторов, романсы как русских композиторов, так и Шуберта, Шумана, Листа. Мусоргский аккомпанирует певице, выступает и с сольными номерами — транскрипциями из «Руслана и Людмилы» и собственных опер. Поездка благотворно действует на музыканта.

Его вдохновляют прекрасная южная природа, восторженные отзывы газет, высоко оценивающих его дар композитора и пианиста. Это вызывает душевный подъем, новую творческую активность. Появляются знаменитая песня «Блоха», фортепианные пьесы, замысел большой сюиты для оркестра.

Продолжается работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной». В январе следующего года Мусоргский окончательно покидает государственную службу. Друзья — В.

Жемчужников, Т. Филиппов, В. Стасов и М.

Островский брат драматурга — складываются на ежемесячную стипендию в 100 рублей, чтобы он смог закончить «Хованщину». Другая группа друзей выплачивает по 80 рублей в месяц под обязательство окончить «Сорочинскую ярмарку». Благодаря этой помощи летом 1880 года «Хованщина» почти дописана в клавире.

С осени Мусоргский по предложению Леоновой становится концертмейстером на ее частных курсах пения и кроме аккомпанемента сочиняет для учеников хоры на русские народные тексты. Но здоровье его окончательно подорвано, и на одном из домашних ученических концертов он теряет сознание. Приехавшие Стасов, Римский-Корсаков и Бородин застают его в бреду.

Необходима срочная госпитализация. Через знакомого врача Л. Бертенсона, работавшего в Николаевском военном госпитале, Мусоргского удается устроить туда, записав «вольнонаемным денщиком ординатора Бертенсона».

На какое-то время ему становится лучше, он может даже принимать посетителей, среди которых Репин, написавший знаменитый портрет Мусоргского. Но вскоре наступает резкое ухудшение состояния. Мусоргский скончался 16 марта, всего 42-х лет от роду.

Версию о заказном убийстве поддерживала мать царевича Марья Нагая. Вероятно, из мести Годунову она признала сына в Лжедмитрии I, хотя позже и отреклась от своих слов. Интересно, что следствием по делу Димитрия руководил Василий Шуйский, который позже, став царем, изменил свою точку зрения, однозначно утверждая, что мальчик был убит по поручению Бориса Годунова. Этого мнения придерживается и Н. Карамзин в «Истории государства Российского». Сестра М.

Глинки Л. Шестакова подарила Мусоргскому издание «Бориса Годунова» А. Пушкина с вклеенными пустыми листами. Именно на них композитор отметил дату начала работы над оперой. Билеты на премьеру «Бориса Годунова» раскупили за 4 дня, несмотря даже на их цену, втрое превышавшую обычную. Зарубежные премьеры «Бориса Годунова» и «Хованщины» прошли в Париже — в 1908 и 1913 годах соответственно.

Не считая произведений Чайковского , «Борис Годунов» - самая известная русская опера, неоднократно ставившаяся на крупнейших сценах. Знаменитый болгарский оперный певец Борис Христов на записи «Бориса Годунова» 1952 года исполнил сразу три партии: Бориса, Варлаама и Пимена. Мусоргский — любимый композитор Ф. Дореволюционные постановки «Бориса Годунова» были немногочисленны и кратковременны, в трех из них заглавную партию исполнял Ф. По-настоящему оценили произведение только в советское время. С 1947 года опера идет в Большом театре, с 1928 — в Мариинском, причем, в текущем репертуаре театра — обе редакции.

Бабушка Модеста Петровича, Ирина Егоровна, была крепостной. Алексей Григорьевич Мусоргский женился на ней, имея уже троих совместных детей, в числе которых был и отец композитора. Родители Моди хотели, чтобы он стал военным. Его дед и прадед были гвардейскими офицерами, мечтал об этом и его отец, Петр Алексеевич. Но из-за сомнительного происхождения военная карьера была ему недоступна. Мусоргские — смоленская ветвь царского рода Рюриковичей.

Вероятно, в основе внутреннего конфликта, мучившего Мусоргского всю жизнь, лежало и сословное противоречие: происходя из состоятельной дворянской семьи, он провел детство среди крестьян своей усадьбы, а в его собственных жилах текла кровь крепостного народа. Именно народ — главное действующее лицо обеих больших опер композитора. Это — единственный персонаж, к которому он относится с абсолютной симпатией и состраданием. Из биографии Мусоргского мы знаем, что композитор всю жизнь оставался холостяком, даже его друзья не оставили свидетельств об амурных похождениях композитора. Были слухи, что в молодости он жил с кабацкой певицей, которая сбежала с другим, жестоко разбив ему сердце. Но доподлинно неизвестно, была ли эта история на самом деле.

Также осталась неподтвержденной версия о любви композитора к Надежде Петровне Опочининой, которая была старше его на 18 лет, и которой он посвящал многие свои произведения.. Мусоргский — третий по исполняемости русский оперный композитор. Именно творчеством Мусоргского вдохновлялся И. Стравинский, который, будучи учеником Н. Римского-Корсакова, не признавал его правок в «Борисе Годунове». Среди зарубежных последователей композитора — К.

Дебюсси и М.

Критическое издание клавира: П. Ламм 1932. Опера «Женитьба» 1868, не окончена. На текст одноимённой пьесы Н. Посвящена В. Сохранилось I действие в клавире, оригинальный подзаголовок к нему: «Опыт драматической музыки в прозе». Римский-Корсаков 1908, клавир I действия , М. Ламм 1933, точное воспроизведение авторской рукописи клавира , Г.

Рождественский 1985. Опера « Сорочинская ярмарка » 1874—1880, не окончена. По одноимённой повести Н. Посвящения: «Думка Параси» — Е. Милорадович, «Песня Хиври» — А. В 1886 г. Редакции: Ц. Кюи 1917 , В. Шебалин 1931.

Опера « Саламбо » 1863—1866, не окончена. Подзаголовок: По роману Г. Флобера «Саламбо» , с введением стихов В. Жуковского, А. Майкова , А. В опере предполагалось четыре действия семь картин. В клавире написаны: «Песнь балеарца» 1-е действие, 1-я картина. Сцена в храме Таниты в Карфагене 2-е действие, 2-я картина , Сцена перед капищем Молоха 3-е действие, 1-я картина , Сцена в подземелье Акрополиса. Темница в скале.

Мато в цепях 4-е действие, 1-я картина , Женский хор Жрицы утешают Саламбо и одевают её в брачные одежды 4-е действие, 2-я картина , изд. Римского-Корсакова , 1939 авт. Редакция Золтана Пешко 1979. Скерцо B-dur для оркестра 1858; посвящено А. Гуссаковскому ; первое издание — 1860. Alla marcia notturna. Маленький марш для оркестра в характере ночного шествия 1861. Intermezzo in modo classico 1867; посвящено А. Бородину ; первое издание — 1883, в редакции Н.

Римского-Корсакова [36]. Ночь на Лысой горе , симфоническая картина авторское название — «Иванова ночь на Лысой горе»; 1867 ; первое издание — 1886, в редакции Н. Римского-Корсакова [37]. Взятие Карса. Торжественный марш для большого оркестра 1880 ; первое издание — 1883, в редакции и инструментовке Н. Для хора с сопровождением править Торжественный марш Шамиля [38] , для четырёхголосного мужского хора и солистов тенора и баса с оркестром 1859 [39]. Посвящено А. Иисус Навин , для солистов, хора и фортепиано 1866; 1877, вторая ред. Надежде Николаевне Римской-Корсаковой; 1883, издание в редакции и инструментовке Н.

Поражение Сеннахериба, для хора с оркестром на слова Дж. Байрона из «Еврейских мелодий» 1867; 1874 — вторая ред. Для фортепиано править Картинки с выставки , цикл пьес 1874 ; оркестровки различных композиторов, в том числе: Мориса Равеля, Сергея Горчакова 1955 , Лоренса Леонарда, Кита Эмерсона и пр. Николаю Александровичу Левашову Интермеццо 1861 , посвящено А. Из воспоминаний детства 1865 Дума. Пьеса на тему В. Логинова 1865 , посвящается В. Логинову La capricieuse Шалунья. Пьеса на тему Л.

Quasi fantasia 1880. Посвящается И. Каприччио «Близ южного берега Крыма. Листок из альбома; 1880 Для голоса с фортепиано править Юные годы. Сборник романсов и песен 1857—1866 : Где ты, звёздочка? Песня слова Н. Оркестровая редакция 1858 Весёлый час. Застольная песнь слова А. Кольцова Листья шумели уныло слова А.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий