Операции искра в январе 1943 года

18 января 1943 г. в 9.30 на восточной окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом после решительной атаки части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. 18 января 1943 года – памятная дата Великой Отечественной войны. В этот день завершилась операция "Искра": советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда. Рассказываем, как это было. Операция "Искра" стала уже пятой попыткой прорыва блокады.

«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда

18 января 1943 года закончилась операция "Искра". Главной целью её было разрушить изоляцию Ленинграда, чтобы не допустить сдачи города немцам. За неделю кровопролитных боёв советским войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось соединиться в районе. Наконец, в 9.30 18 января 1943 года 123-я стрелковая бригада Ленинградского фронта после решительной атаки захватила Рабочий поселок № 1, и ее первый батальон встретился с первым батальоном 1240-го полка 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Красная армия собиралась прорубить дорогу в страдающий от голода город – в первую очередь надо было спасать жителей. Операция «Искра» началась 12 января 1943 года. Видео программы «Сегодня». Видеосюжет: Илья Федосов. Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда. Стратегическая наступательная операция Искра по прорыву блокады Ленинграда 12-30 января 1943 года проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л. А. Говоров) и Волховского (командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов. И хотя днем полного снятия блокады Ленинграда в ходе Ленинградско-Новгородской операции официально считается 27 января 1944 года, операция «Искра» позволила частично деблокировать осажденный город и заметно облегчить его положение.

Непокорённый город. 77 лет назад прорвали блокаду Ленинграда

Оборона Ленинграда 18 января 1943 г. в 9.30 на восточной окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом после решительной атаки части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта.
12 января 1943 года в 1943 году советские войска начали операцию «Искра» Наступательная операция «Искра» с целью прорыва блокады Ленинграда, готовилась довольно долго и тщательно. После того, как Ленинград попал в блокадное кольцо в сентябре 1941 года, произошло страшное.
Семь решающих дней 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет.
Операция «Искра» прорыв блокады Ленинграда Стратегическая наступательная операция Искра по прорыву блокады Ленинграда 12-30 января 1943 года проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л.

Операция Искра звено в цепи катастроф Вермахта январь 1943. Алексей Исаев. Истрия СССР. Лекции.

Как 18 января года прорвали блокада Ленинграда Советские войска потеряли за период 12-30 января (операция «Искра») 115 082 человек (их них — 33 940 безвозвратные потери). Потери Ленинградского фронта — 41264 человека (12320 — погибшими), а Волховского — 73818 человек (21620 — безвозвратно).
Прорыв блокады Ленинграда. год Долгожданная победа пришла в ходе операции «Искра», которая началась 12 января. Красной армии, наступавшей вдоль берега Ладожского озера, удалось пробить в немецкой обороне коридор шириной около 10 км. Это позволило возобновить снабжение города.

Одна на всех: операция “Искра”

Операция «Искра» - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» Прорыв блокады войсками Ленинградского и Волховского фронтов в результате операции «Искра» произошел 18 января 1943 года в районе рабочих поселков вблизи Синявинских высот.
Одна на всех: операция “Искра” Операция по прорыву блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года. Ставка Верховного главнокомандования начала операцию с массированного авиационного бомбо-штурмового удара и артиллерийского сопровождения.
Операция «Искра»: как это было О наступательной операции советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённой с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского ф.

План наступления под Ленинградом зимой 1942—1943 годов

  • Как прорывали блокаду Ленинграда
  • 12 января 1943 года началась операция «Искра»
  • Как была прорвана блокада Ленинграда
  • Главная навигация
  • Взаимодействие со СМИ
  • Началась операция «Искра» с целью прорыва блокады Ленинграда - Знаменательное событие

Операция Искра

19 января 1943 года, на следующий день после прорыва блокады, немцы возобновили бомбардировки Ленинграда. Но это была лишь демонстративная акция с целью заставить советское командование оттянуть истребители с фронта для прикрытия города. Потери сторон СССР Общие потери советских войск в ходе операции «Искра» (12 — 30 января) составили 115 082 (33 940 — безвозвратно), при этом Ленинградский фронт потерял 41264 человека (12320 — безвозвратно), а Волховский — 73818 человек (21620 — безвозвратно). 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". Поговорили с экспертами о том, почему такое значение придается одной из операций, к. В ходе операции «Искра», которая началась 12 января 1943 года, 136-я стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада Ленинградского фронта с боями ворвались в Рабочий посёлок № 5 и соединились с частями 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Дата, которую отмечаем сегодня, изменила ход Второй мировой войны. Советские войска прорвали блокаду Ленинграда в результате операции «Искра».

Искра надежды

  • ВЗГЛЯД / Как прорывали блокаду Ленинграда :: Автор Тимур Шерзад
  • 80 лет назад началась операция "Искра", которая привела к прорыву блокады Ленинграда
  • Оборона Ленинграда
  • Ровно 81 год назад, 18 января 1943 года, советские войска прорвали блокаду Ленинграда
  • Как высекали «Искру» и спасали Ленинград

Правда о прорыве блокады Ленинграда. Операция «Искра» и как работала «Дорога Победы»

Их предыдущий опыт говорил о том, что в любом случае окруженные продержаться до того момента, пока к ним не пробьют коридор снабжения. Так они продержались в окружении, например, в 1942 году в Демянском котле под Старой Руссой. Здесь не получилось... Это так? Этого в ходе январских боев достичь не удалось. И практически весь 1943 год шли бои за Синявинские высоты - ключ ко Мге. Бои за них начались еще 15 января в ходе «Искры». И, после того как блокада была прорвана, они продолжались. Согласно советской историографии, конец операции «Искра» - 30 января или 1 февраля.

Это не так. Очень активные бои продолжались до конца февраля. Но успехов почти не было, кроме только того, что немцев выбили из 8-й ГРЭС. Есть еще один эпизод, который вообще почти не освещается в нашей историографии. Дело в том, что 2-я Ударная армия Волховского фронта в январе-феврале 1943 года попыталась обойти Синявинские высоты возле «Рощи Круглая». В результате образовался значительный выступ. Немцы в марте 1943 года, опасаясь, что для нас он станет плацдармом для наступления, отбили его обратно и спрямили линию фронта. Отбиваться у нас сил не было: некоторые дивизии за время январских-февральских боев потеряли больше двух своих составов...

Только в сентябре врага удалось выбить с части западных склонов высот. То место, где сегодня находится мемориал «Синявинские высоты», у немцев называлось «обрыв» - откуда их как раз сбросили в сентябре 1943-го. С остальных высот противник ушел только в январе 1944 года, опасаясь окружения. Подарок от Красной армии Последние годы ознаменовались настоящим бумом блокадных дневников. Как правило, их авторов уже нет в живых, дети и внуки извлекают из домашних архивов пожелтевшие ветхие тетрадки с порой полустертыми записями. Но редко какой еще исторический документ может так точно донести подлинные эмоции времени! И что еще удивительно: оказывается, очень многие горожане, которые прежде никогда не имели привычки к дневниковым записям, стали их вести именно в блокаду. Причем исключительно для себя, «в стол», совершенно не рассчитывая на то, что их страницы будут когда-то доступны широкой публике.

Наверное, кто-то понимал значимость момента, а кто-то был просто не уверен в том, что переживет тяжелейшее время, и хотел таким образом оставить память о себе. Сегодня мы подобрали записи из некоторых дневников, датированные 18 января 1943 года. Все побежали на фабричный двор слушать громкоговоритель... Радость была так велика, что многие плакали. Я впервые поняла, как плачут от радости... На работу шли веселые и счастливые. В цеху то и дело собирались в кучки, обсуждали события... Жаль, не могут порадоваться со мной мои погибшие ребята.

Так много счастья, и почти не с кем разделить! Думали, немцы от злости забросают нас бомбами, но они притихли. Видно, находятся в шоке». Галина Зимницкая, школьница, работник фабрики им. Микояна «Ура, ура, ура!! Вчера в «Последний час» объявили прорыв блокады Ленинграда. Замечательный день 18 января 1943 года на всю жизнь будет праздником для всех ленинградцев. Всю ночь по радио передавали музыку и приветствия.

Сегодня все радостные и веселые. Неужели это начало конца? Скорее бы! Люди целуются, на глазах слезы радости. Победа, Победа. Всю ночь не умолкает радио. Никто уже не смог спать в эту ночь.

За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия.

Разведывательные действия были активизированы во всей прифронтовой полосе, чтобы враг не мог разгадать замысел советского командования. План операции разрабатывал строго ограниченный круг штабных работников. Лишь в январе 1943 года, незадолго до операции, противник узнал о подготовке советских войск к наступлению, но когда и на каком участке оно будет, до самого последнего момента гитлеровскому командованию было неизвестно. Ход боевых действий В ночь с 11 на 12 января 1943 года группы советских ночных бомбардировщиков, несмотря на плохую погоду, нанесли массированные удары по артиллерийским позициям и штабам немецких частей. В 09:30 была предпринята артиллерийская подготовка, длившаяся 2 часа 20 минут. Следом были предприняты атаки на опорные пункты и скопления артиллерии врага штурмовой авиацией. После этого в наступление были брошены основные силы. На Ленинградском фронте части 136-й командир — генерал-майор Н. Симоняк и 268-й командир — полковник С. Борщев стрелковых дивизий успешно форсировали Неву и захватить передовые траншеи противника. Темпы продвижения 45-й гвардейской стрелковой дивизии командир — генерал-майор А. Краснов были более медленными, но к исходу первого дня операции и она успешно продвинулась вперёд. В итоге к вечеру 12 января 1943 года части 67-й армии вклинились в немецкую оборону на глубину до 3 километров. На Волховском фронте части 327-й стрелковой дивизии командир — полковник Н. Поляков после ожесточённого боя захватили рощу Круглая. Фетисов и 372-я командир — подполковник П. Мельников стрелковые дивизии также сумели продвинуться вперёд, захватив несколько траншей. Немецкое командование, опасаясь прорыва обороны, 13 января 1943 года перебросило к северу от Синявино части 5-й, 61-й и 69-й пехотных дивизий, а в районе Дубровки провело ряд контратак, чтобы отбросить наступающие советские части. Некоторые советские части, понесшие большие потери, были вынуждены отойти на 1,5-2 километра. Советское командование в течение 13-14 января 1943 года ввело ряд резервных подразделений, а также приняло решение расширить прорыв в сторону флангов.

Начало операции было отложено до 12 января — реки еще не успели достаточно промерзнуть. Войска Ленинградского и Волховского фронтов нанесли встречные удары в направлении поселка Синявино. К вечеру они продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. К концу следующего дня, несмотря на сопротивление противника, расстояние между армиями сократилось до 5 км, а еще через день — до двух. Противник спешно перебрасывал войска с других участков фронта к опорным пунктам на флангах прорыва. На подступах к Шлиссельбургу велись ожесточенные бои. К вечеру 15 января советские войска пробились к окраинам города. К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов максимально приблизились друг к другу. В поселках у Шлиссельбурга они раз за разом атаковали противника. С востока туда пробилась стрелковая дивизия Волховского фронта. Бойцы встретились. Блокада была прорвана. Операция завершилась 30 января — вдоль берега Невы был образован коридор шириной 8-11 км, который позволил восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной.

Подпишитесь на рассылку

  • Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда
  • Началась операция «Искра» с целью прорыва блокады Ленинграда
  • Оборона Ленинграда
  • НОВОСТИ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ИСТОРИЯ.РФ

Операция «Искра»: как прорывалась блокада Ленинграда

Лишь окаменевшая на морозе земля не позволяет окончательно сравнять все укрытия. Дрожат барабанные перепонки, дыхание резко перехватывает из-за резко возросшего давления воздуха в местах разрывов снарядов. Из кусков земли и снежной пыли вырастает густая завеса. Дороги, ориентиры на местности исчезают из поля зрения. Проводные линии связи разнесены в клочья». Артподготовка перед операцией «Искра» В этом аду, кажется, невозможно уцелеть. Тем не менее это удается, и даже позволяет немцам продолжать сопротивление. Харри Фопель рассказывает о своем чудесном спасении в заблаговременно выкопанной штольне. Вот что он пишет: «У нас была великолепно оборудованная система окопов, с прочными убежищами, укрытыми за скатами возвышенностей. Как только завершилась канонада, мы услышали крик снаружи «Они наступают! Мы тут же побежали туда, где раньше были окопы.

Перед нами открылось жуткое зрелище! Лес был буквально срезан до основания. Высокие 10-15 метровые сосны устилали дрогу, мешая передвигаться. У входа в штольню лежал убитый артиллерийский передовой наблюдатель. Потихоньку у нашей штольни начали скапливаться солдаты. Заработал немецкий пулемет. К счастью, среди уцелевших оказался один офицер. Я был убежден, что нам настал конец, тем более, что отсутствовала телефонная и радиосвязь. Мы увидели вдали на льду Невы темные фигуры, которые двигались плотной цепью на расстоянии метра друг от друга.

На шлиссельбургско-синявинском выступе было сосредоточено до 5 дивизий ещё 4 — в оперативном резерве , около 700 орудий и миномётов, до 50 танков и штурмовых орудий. Авиационную поддержку немецким войскам оказывали части 1-го воздушного флота командующий — генерал-полковник А. За почти полтора года пребывания в этих местах части вермахта превратили выступ в укреплённый район, насчитывающий множество опорных пунктов и узлов обороны, линий противотанковых и противопехотных заграждений, минных полей. Командование группы армий «Север» использовало для обороны болотистую и холмистую местность, а также применяло захваченную во время предыдущих неудачных операций Красной Армии боевую технику и вооружение. Всё пространство перед линией фронта простреливалось с нескольких точек. В совокупности эти факторы делали оборону вермахта исключительно трудно преодолимой. Общая численность немецких войск на начало операции составляла на данном участке около 60 тысяч человек, 700 орудий и миномётов, 50 танков и самоходок, 200 самолётов. Подготовка к операции Подготовка к активной фазе операции «Искра» производилась в течение декабря 1942 — начала января 1943 года. Все задействованные части были пополнены личным составом, боевой техникой, вооружением, боеприпасами. Привлечённые части инженерных войск построили большое количество колонных путей и мостов для переброски подкреплений. Большое внимание было уделено обучению военнослужащих, проводились командно-штабные игры. Активно производилась воздушная разведка с аэрофотосъёмкой, что позволило максимально уточнить карты. Чтобы противник не обнаружил приготовления советских войск, был разработан целый комплекс мер секретности. Передислокация и перегруппировка частей производилась лишь в тёмное время суток или при плохих погодных условиях, что обезопасило их от обнаружения вражеской авиацией. Разведывательные действия были активизированы во всей прифронтовой полосе, чтобы враг не мог разгадать замысел советского командования. План операции разрабатывал строго ограниченный круг штабных работников. Лишь в январе 1943 года, незадолго до операции, противник узнал о подготовке советских войск к наступлению, но когда и на каком участке оно будет, до самого последнего момента гитлеровскому командованию было неизвестно. Ход боевых действий В ночь с 11 на 12 января 1943 года группы советских ночных бомбардировщиков, несмотря на плохую погоду, нанесли массированные удары по артиллерийским позициям и штабам немецких частей. В 09:30 была предпринята артиллерийская подготовка, длившаяся 2 часа 20 минут. Следом были предприняты атаки на опорные пункты и скопления артиллерии врага штурмовой авиацией.

Их нужно было в десятки раз больше. Кроме того, требовались порох, взрывчатка в Ленинграде не было их запаса. Производство детонаторов только налаживалось, но в результате блокады, в том числе энергетической, постепенно остановилось. По сути, ленинградская военная промышленность возобновила работу только весной 1942 года. При этом 17 декабря 1941 года Ставка в своей директиве поставила перед Ленинградским и Волховским фронтами масштабную задачу - разгром группы армий «Север» и освобождение Ленинграда от блокады. Увы, тогда из этого практически ничего не получилось, а потери наши войска понесли большие... Хотя в количественном отношении под Ленинградом превосходство было на нашей стороне, оно полностью нивелировалось за счет, говоря военным языком, огневого воздействия противника. Немцы были лучше оснащены автоматическим оружием, у них было больше пулеметов и минометов, они обладали мощной артиллерийской поддержкой. Об этом не раз говорится, например, в донесениях 55-й армии, несколько раз повторявшей безуспешные попытки наступать на Усть-Тосно. Сказывалось и то, что большая часть наших войск вела непрерывные действия по два-три месяца. Солдаты просто устали. А у немцев была ротация. В тот момент у 18-й армии, входившей в группу «Север», еще были резервы, чтобы периодически выводить войска с фронта в тыл на отдых. Немецкое командование поступало достаточно смело, снимая силы с относительно спокойных участков и перебрасывая их на наиболее опасные. За счет этого, в общем-то, немцы и держались... Что же касается Невского пятачка, то, на мой взгляд, уже к концу 1941 года он в стратегическом отношении был тупиком. Он был невелик, и развернуть там достаточное количество сил для прорыва было невозможно. Наступать с него можно было лишь в ограниченном количестве направлений из-за конфигурации плацдарма, а также такого мощного узла немецкой обороны, как железобетонные руины здания 8-й ГРЭС, которые возвышалась над пятачком с его левого фланга. Это тоже одна из попыток прорыва блокады? Первоначально там очень удачно было выбрано место для удара - стык двух немецких корпусов. Гипотетически существовала возможность выйти к Октябрьской железной дороге - это давало шанс отрезать немецкие войска и лишить их линии снабжения. Сами немцы оценивали свою ситуацию как критическую. Вообще с боями под Погостьем связано много мифов. В первую очередь об их бесполезности. Это совершенно не так! На мой взгляд, начало этих боев спасло Ленинград. Благодаря нашему натиску немцы приняли решение отходить от Волхова, дабы их ударный клин не оказался в окружении. Нам это дало возможность обеспечить нормальное функционирование Дороги жизни через Волховстрой. Ведь ко второй половине декабря 1941 года в Ленинграде оставалось продовольствия на четыре дня... Еще одна важная вещь. Операция 54-й армии у Погостья предотвратила немецкую попытку прервать Дорогу жизни - эту задачу в 20-х числах декабря 1941 года поставило командование вермахта. Было предложено три варианта операции, предусматривавших захват или западного, или восточного побережья Ладожского озера. Однако все силы, которые могли быть выделены для этой операции, противник был вынужден бросить под Погостье. Мы зачастую смотрим на те бои глазами фронтовика Николая Никулина, автора известных «Воспоминаний о войне». На мой взгляд, там все представлено в очень черных тонах. Вот лишь одна цитата: «Снег стоял выше пояса, убитые не падали, застревали в сугробах. Трупы засыпало свежим снежком, а на другой день была новая атака, новые трупы, и за зиму образовались наслоения мертвецов, которые только весною обнажились от снега - скрюченные, перекореженные, разорванные, раздавленные тела. Целые штабеля». Жуткая картина! Однако, как свидетельствуют документы, в том числе и немецкие, под Погостьем вовсе не происходило «избиение красноармейцев». Особенно когда на поле боя появлялись советские тяжелые танки, немцам приходилось очень туго, и они держались из последних сил. А в марте 1942 года вражеская оборона была прорвана там окончательно - когда ввели в бой 4-й гвардейский стрелковый корпус Ленинградского фронта Николая Гагена, сформированный в феврале 1942 года это стало его боевым крещением. Немцы отошли на оборонительные позиции у реки Тигоды, которые готовили в течение трех месяцев. И в результате образовался выступ, существовавший до конца боев под Ленинградом в январе 1944 года. Складывается впечатление, что длительное время наше командование методом проб и ошибок нащупывало место прорыва. И решило все-таки действовать в самом узком месте немецкой обороны - «бутылочном горле» у Ладоги. Там, где всего 14 километров отделяли блокадное кольцо от Большой земли... Траншеи, блиндажи, деревоземляные огневые точки, мощная артиллерийская группировка.

На левом фланге наступают части 8-й армии. Немцы яростно сопротивляются. Увязшие в боях стрелковые дивизии за день захватили три траншеи и пробились на пару-тройку километров к западу. Это первый сокрушительный удар по всей системе немецкой обороны в этом районе. Понимая серьезность ситуации, немецкое командование экстренно затыкает зоны прорыва тремя свежими пехотными дивизиями. Начинаются бесконечные изматывающие контратаки. Под угрозой окружения некоторые прорвавшиеся части 67-й армии откатываются назад. С новыми силами удается прижать и частично блокировать немецкую группировку у Шлиссельбурга, где бушуют тяжелейшие бои. Зона прорыва понемногу расширяется. Бойцы лыжной бригады 2-й ударной армии обходят немцев по льду Ладожского озера и атакуют их с тыла у населенного пункта Липка. Рвущиеся навстречу друг другу войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяет лишь пара километров. Они с колес ввязываются в битву, но остановить стремительно смыкающиеся клещи двух советских ударных группировок уже не могут. Кольцо вокруг Ленинграда разорвано. Итоги операции Пробитый советскими войсками коридор позволил восстановить прямую сухопутную связь Ленинграда со всей страной. За 19 дней от станции «Поляна» Октябрьской железной дороги до Шлиссельбурга была проложена 33-километровая железнодорожная ветка. Прорыв блокады позволил увеличить подачу в город электроэнергии, наладить поставки в город хлеба и прочих продуктов, благодаря чему были подняты нормы их выдачи населению. Кроме того, в результате операции «Искра» окончательно были сорваны планы германского командования соединиться с финскими войсками. Во время операции «Искра» были разгромлены 7 пехотных дивизий вермахта, враг потерял более 13 тысяч убитыми, около 17 тысяч — ранеными, пленными и пропавшими без вести. Советские войска потеряли около 34 тысяч убитыми, около 88 тысяч — ранеными и пропавшими без вести.

18 января 1943 Прорыв блокады Ленинграда. Операция Искра

Операция по прорыву блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года. Ставка Верховного главнокомандования начала операцию с массированного авиационного бомбо-штурмового удара и артиллерийского сопровождения. Старший лейтенант Г. Воробьев, помпотех командира роты 98-й танковой бригады: «В боях по прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 года наша 98-я отдельная танковая бригада была придана 18-й стрелковой дивизии. Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда. (Операция «Искра»), 18 января 1943 года. Наступательная операция "Искра", благодаря которой в сердцах защитников блокадного Ленинграда затеплилась надежда, проходило с 12 по 30 января 1943 года. В день 80-летия прорыва блокады мы решили вспомнить и рассказать о событиях этих важных дней.

«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда

Операция «Искра» была проработана еще в ноябре 1942 года, и после согласования со Ставкой Верховного Главнокомандующего командование обороны Ленинграда приступило к мероприятиям по ее реализации. В течение 1942 года Красная Армия дважды предпринимала попытки прорыва блокады. Попытки прорвать блокаду предпринимались несколько раз: в сентябре и октябре 1941 года, в ходе общего контрнаступления в январе 1942 года, а также в августе – сентябре 1942 года. В советских источниках чаще всего указывались следующие цифры немецких потерь за период операции «Искра» 12 — 30 января 1943 года: убитые и раненые — 19 000 человек, пленные — 1275 человек. 12 января 1943 года после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, 67-я армия Ленинградского фронта нанесла мощный удар с запада на восток. Встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов около Рабочего поселка №5 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция «Искра»). Январь 1943 г. Советские артиллеристы ведут огонь из 122-мм гаубицы образца 1938 года (М-30).

«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда

В 1942 году совершались попытки разблокировать город посредством наступательных Любанской и Синявинской операций. Но никаких успехов эти действия не принесли. Территории между Волховским и Ленинградским фронтами занимали гитлеровские части. На улицах второй советской столицы по-прежнему рвались снаряды и бомбы, погибали люди, разрушались здания.

Городу постоянно угрожали авианалёты и артиллерийские обстрелы. В результате высочайшей смертности, эвакуаций и армейских призывов население Ленинграда за год уменьшилось на 2 млн человек и составляло лишь 650 тысяч. Отсутствие сухопутного сообщения с подконтрольной СССР территорией вызывало серьезнейшие трудности с подвозом топлива, сырья для предприятий, продуктов питания и предметов первой необходимости для гражданских.

В таких условиях необходимо было действовать срочно и результативно. Потеря Ленинграда означала бы моральный крах всего фронта. Поэтому командование приняло решение готовиться к наступлению.

Прорыв - дело чести Бойцы Волховского фронта в наступлении во время прорыва блокады Ленинграда. К участию в «Искре» планировалось привлечь Ленинградский и Волховский фронты, которые разделял примыкающий к Ладожскому озеру коридор в 15 км. Общий контроль операции от Ставки возлагался на Маршала Ворошилова и на тот момент еще генерала армии Жукова.

Кстати, звание маршала он получил в разгар «Искры». За группой Волховского фронта закреплялся главный удар в направлении поселка Синявино с прорывом фашистской обороны и соединением с Ленинградской группой. Последняя, в свою очередь, должна была наступать навстречу, прорывая оборону по линии Дубровка — Шлиссельбург.

Все действия обеспечивались авиационной поддержкой воздушных войск, а артиллерийской — со стороны Ладожской военной флотилии совместно с Балтийским флотом.

И Ленинград нужно было срочно выручать. В течение 1942 г. Красная Армия дважды предпринимала попытки деблокировать город. Однако и Любанская, и Синявинская наступательные операции не увенчались успехом. В ноябре 1942 г.

Таким образом, блокада Ленинграда была прорвана. Впервые за долгое время появилась возможность доставлять продовольствие в город. До полного освобождения Северной столицы оставался ещё год.

Вот как жили ленинградцы в осаждённом городе.

Общая численность советских войск перед началом «Январского грома» составляла от 900 тысяч до 1 миллиона 250 тысяч человек. Из техники: свыше 20 тысяч орудий и минометов, больше 1500 танков и САУ, 1386 самолетов. Поддержку регулярным частям Красной армии оказывали партизанские соединения. Только на позициях наступления Ленинградского фронта в боях принимали участие 13 партизанских бригад, общей численностью в 35 тысяч человек. Силы вермахта Ближе всего из немецкой группы армий «Север» к Ленинграду дислоцировалась 18-я армия под началом генерала кавалерии Георга Линдемана. В неё входили: 3-й танковый корпус СС, 26-й, 28-й, 38-й, 50-й, 54-й армейские корпуса 19 дивизий и 3 бригады. С правого фланга 18-й армии и на стыке группы армий «Север» с группой армий «Центр» стояла 16-я армия под командованием генерал-полковника Христиана Хансена. В её состав входили: 1-й, 2-й, 8-й, 10-й, 43-й армейские корпуса и 6-й корпус СС 21 дивизия и 1 бригада.

С воздуха немецкую группировку войск под Ленинградом прикрывали самолеты 1-го воздушного флота 370 самолетов. Общая численность группы армий «Север» составляла от 600 до 740 тысяч человек. Результатом этого удара оказалось освобождение Ленинградской области ».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий